Во славу и благо Сибири
Исполнилось 160 лет со дня рождения мецената, городского головы, основателя картинной галереи В.П. Сукачёва
27 июля 1849 года родился Владимир Платонович Сукачёв, оставивший яркий след в истории г. Иркутска: сегодня его имя носит Иркутский областной художественный музей, отреставрирована усадьба, в которой проживала семья потомственного дворянина Сукачёва и где была создана первая за Уралом общедоступная картинная галерея. В усадьбе открыт музей, экспозиция которого рассказывает о деятельности В.П. Сукачёва. Но есть ещё одно государственное учреждение, где несколько сотен, а может быть и тысяч листов рассказывают о благородных делах Владимира Платоновича, его жены Надежды Владимировны, – это Государственный архив Иркутской области. Здесь хранятся тайны.
В советские времена не принято было говорить и писать о религиозности исторических личностей, поэтому никто не затрагивал вопроса о том, что Сукачёв – человек глубоко верующий и, как любое дитя 19 века, был крещён. Члены семьи его предков по материнской линии – Трапезниковых, были прихожанами Воскресенской церкви. В этом же храме венчались его родители. Недавно выявлены эти записи в метрических книгах, так же как и запись о том, что Владимир крещён двухнедельным. Родители: «Статский советник и Кавалер Платон Петрович Сукачёв и законная жена его Агрипина Никанорова дочь» (сохранена стилистика записи). В графе «звание, имя, отчество и фамилия восприемников» записаны: «Статский Советник и Кавалер Николай Фёдоров Кокорин и вдова Почётная Гражданка Коммерции Советница 1 гильдии купчиха Параскева Стефанова Трапезникова». Теперь мы знаем имена крёстных родителей мальчика – это сослуживец отца и бабушка, которые после смерти матери Володи в 1850 г. наравне с Платоном Петровичем оказали огромное влияние на формирование мировоззрения, эстетических взглядов будущего мецената и общественного деятеля.
В ГАИО хранятся документы, рассказывающие о делах Владимира Платоновича, в том числе рукописные постановления Иркутской городской думы с пометками на полях, с автографами В.П. Сукачёва, который в 1885 г. был избран городским головой. В этот год впервые за 100-летнюю историю выборов главой города был избран дворянин, имеющий высшее образование: он окончил естественное отделение физико-математического факультета Киевского императорского университета им. Равноапостольного Владимира.
Много успевший повидать во время пребывания в Санкт-Петербурге, Киеве, Одессе, зарубежных путешествий Сукачёв наиболее интересный и передовой опыт градостроительства пытался внедрить в Иркутске. Энергичность городского головы была оценена жителями города: Сукачёва ещё два раза выбирали на этот пост.
С деятельностью трёх сукачёвских дум связана реконструкция городского хозяйства: устройство электрического освещения, водопровода, телефонной связи, строительство понтонного моста через Ангару, мощение улиц и площадей, реконструкция старых зданий, в том числе думы, строительство театра и других общественно значимых зданий: Ивано-Матрёнинской больницы (1895 г.), Базановского сиропитательного дома (ныне глазная клиника), государственного банка, магазинов, выполнен пристрой к зданию нынешнего краеведческого музея.
В городе возведены новые храмы. Освящены новый кафедральный собор (1894 г.), Литвинцевская и Владимирская церкви (1895 г.), заложена часовня во имя Святителя Николая на мелочном базаре (современная площадь Труда), около обсерватории (территория нынешнего рынка «Новый») отведено место под постройку Александринской церкви.
Общеизвестно, что строительство в городе осуществлялось на пожертвования горожан. Сукачёв был одним из наиболее щедрых благотворителей: только на строительство театра он внёс более 20 тысяч рублей, музею подарил участок земли, библиотеке-читальне (ныне городская библиотека им. Потаниной) – мебель.
В госархиве сохранились документы, отражающие многотрудные усилия думы повлиять на изменение проекта строительства железной дороги, по которому дорога должна была миновать город. Иркутская городская дума в 1888 г. обратилась к генерал-губернатору с письмом, в котором просила ходатайствовать перед правительством о прокладке дороги через Иркутск. Тогда же дума просила господина Сукачёва поехать в Санкт-Петербург с ходатайством в министерствах финансов, внутренних дел и путей сообщений о том, чтобы дорога прошла если не через Иркутск, то хотя бы вблизи его. Император Александр III удовлетворил ходатайство иркутян: проект был изменён. Но дума не раз возвращалась к этому вопросу, вместе с проектировщиками определяя место для вокзала. Рассматривались места в Жилкино, устье реки Каи, напротив Московских ворот, даже на Петрушиной горе и в Знаменском предместье. Только в 1895 г. было выбрано место на левом берегу Ангары. Городскому самоуправлению пришлось решать вопросы о компенсациях владельцам земель, по которым должна была пройти магистраль.
Особое внимание Владимир Платонович, как глава города, уделял развитию образования: уже через два месяца после вступления в должность он заявил, что в ближайшее время представит доклад о состоянии городских школ, куда войдут и соображения о постройке новых помещений для них. Уже в августе того же года Сукачёв предложил думе увеличить жалованье учителям и улучшить помещение городского училища. В марте 1888 г. дума приняла решение о строительстве восьми новых училищ, в основном на окраинах – в Знаменском, Рабочем, Нагорном, Глазковском предместьях.
Под строительство училища в Глазково В.П. Сукачёв передал в дар городу свой участок земли. С 1891 г. дума начала финансирование воскресных школ.
В 1892 г. был объявлен конкурс на лучший проект здания ремесленно-воспитательного заведения им. Никанора Трапезникова, здание которого до сих пор стоит на ул. Рабочего штаба.
В марте 1893 г. Сукачёв выступил на заседании думы с докладом о необходимости открыть училище для слепых, которое и было открыто в августе 1894 г. Через некоторое время для училища было построено специальное здание, сохранившееся до наших дней на углу улиц Степана Разина и Свердлова.
В том же 1894 г. началось строительство пятиклассного городского училища на пересечении улиц Большой и Амурской (часть современного БГУЭП). К концу XIX в. Иркутск по числу учащихся стоял на одном из первых мест в России.
Понимая заинтересованность Сукачёва в развитии образования, педагогический коллектив мужской гимназии просил назначить его Почётным попечителем гимназии, что и было исполнено. Владимир Платонович выполнял эту обязанность более 10 лет (его назначали попечителем даже после отъезда из Иркутска) добросовестнейшим образом, тратя собственные средства на покупку оборудования для кабинета ручного труда, книг для библиотеки, поддерживая неимущих гимназистов материально.
[/dme:i]
Дума уделяла внимание, говоря современным языком, социально незащищённым слоям населения: в 1888 г. она закупила муку для продажи беднякам; приняла постановление «относительно воспрещения на городских базарных площадях и вообще в городской черте скупа хлеба и закупа других предметов первой необходимости», поскольку это «создаст дороговизну жизни, чрезвычайно вредно отражающуюся на экономическом быте небогатого городского населения, особенно страдает… служащий и рабочий класс населения». На следующий год был открыт ломбард для выдачи ссуд малообеспеченным под залог движимого имущества, а также барак для хроников при Кузнецовской больнице.
В 1892 г. открылась после ремонта аптека при Михеевской больнице, из которой лекарства предложено было отпускать беднякам бесплатно. Из городских средств и частных пожертвований женихам и невестам из числа бедняков выдавались пособия.
Со второй половины 80-х годов через Иркутск хлынули потоки переселенцев, и дума вынуждена была решать вопросы временного размещения их лагерей на территории города, переправы через Ангару, оказания медицинской и материальной помощи, для чего изыскивались средства в городском бюджете, организовывались благотворительные мероприятия: балы, лотереи, лекции, выставки картин. Сукачёв в пользу переселенцев пожертвовал около 2000 десятин земли в Тобольской губернии, полученных по наследству после смерти отца.
В городе был создан комитет помощи прокажённым Якутии, членом которого стал и Владимир Платонович.
Следует отметить, что городское самоуправление в бытность Сукачёва городским головой приобрело черты демократичности: в состав думы, кроме купечества, были избраны ссыльные
Н. Глушков, И. Концевич, И. Попов, Б. Шостакович – и стало подконтрольным обществу, поскольку каждый желающий мог ознакомиться с протоколами заседаний, публиковавшимися без сокращений в «Известиях Иркутской городской думы». Они начали издаваться два раза в месяц с января 1886 г. Немаловажную роль в том, что дума не подстраивалась к администрации, играло то, что Сукачёв, как писал один из его современников, «был человеком независимым, умевшим держать себя с достоинством при сношениях с администрацией». В марте 1887 г. дума обсуждала вопрос о ходатайстве перед правительством об отмене уголовной ссылки в Сибирь.
Сукачёвское правление в Ир-кутске ознаменовалось оживлением и общественной жизни, в том числе развитием спортивных интересов: в 1889 г. открыты катки на ул. Большой и на реке Ангаре. В 1891 г. на Мелочном базаре, в доме Сукачёва, полученном им по наследству, был открыт клуб шахматистов, а в следующем году в городе появились велосипедисты. Был разработан устав общества велосипедистов, утверждённый Министерством внутренних дел. В 1893 г. открылся циклодром (ныне парк им. Парижской коммуны), где решением думы был отведён для велосипедистов специальный участок. Через год в городе появился ипподром.
В деятельности В.П. Сукачёва была ещё одна должность, которая удачно сочеталась с его увлечением исследовательской деятельностью: в 1890 г. члены Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества избрали его председателем этого единственного в тогдашней Сибири научного учреждения. Деятельность отдела по организации экспедиций, изданию их отчётов, комплектованию музея экспонатами, библиотеки – книгами оживилась. Документы архива отражают не только организаторские способности председателя ВСОИРГО, но и бескорыстие Сукачёва, который более 17 тысяч рублей пожертвовал на проведение экспедиции Г.Н. Потанина в Центральную Азию, оплатил из своих средств поездку на научную конференцию в Соединённые Штаты Америки другого учёного, Н.М. Ядринцева, и подарил музею принадлежащий ему участок земли на улице Большой. В 1896 г. ВСОРГО принял участие в первой всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, где был удостоен диплома 1 степени и серебряной медали. Документы архива позволяют проследить кропотливую работу членов и председателя ВСОРГО по сбору экспонатов для выставки на территории всей Сибири, а не только Иркутской губернии.
Сукачёв в год своего избрания на должность городского головы получил Иркутск, лежавший в пепелище после пожара 1879 г., а через 12 лет, когда он подал прошение об отставке, город стоял заново отстроенным и поражал всех приезжавших своей интеллигентностью.
Князь М.И. Хилков, министр путей сообщений, заметил: «Иркутск не уступит многим городам европейской России, а в некоторых отношениях он их перещеголял». В этих словах, не подозревая того, столичный житель, исколесивший страну, подвёл итог деятельности Сукачёва на посту городского головы.
В 1897 г. Сукачёвы переехали в Санкт-Петербург. Владимир Петрович не раз возвращался в родной город, а будучи в добрых отношениях со многими высокопоставленными чиновниками, способствовал решению иркутских проблем.
Фото и репродукции Егора СОБОЛЕВА