издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дубль два

В Иркутске вновь снимают кино с Гришковцом

«Представляешь, я вчера на улице стою, ко мне подходит мужчина небритый и спрашивает: «А где тут Свердловский?». Я ему показываю, а в это время его откуда-то окликают: «Женя!». И тут до меня доходит: это же Гришковец!». Евгений Гришковец уже больше недели находится в Иркутске. Снимается в полнометражном художественном фильме «Сатисфакция», сценарий к которому был написан им вместе с иркутянкой Анной Матисон. КСЕНИЯ ДОКУКИНА, побывав на первом дне съёмки, стала свидетелем того, как были отсняты полторы минуты будущей полуторачасовой ленты.

Гришковец в городе

«Я не очень хорошо разбираюсь в Иркутске, – сказал он журналистам во время короткого брифинга в первый день съёмок фильма. – Я приезжал сюда три с половиной года назад, зимой, и знаю только драматический театр и гостиницу. Ну и в Листвянку отвозили. Для меня Иркутск – это не места, это прежде всего люди. Раньше это была только публика, а теперь это те, с кем я работаю. Они стали мне родными. Более родных коллег у меня нет даже в Москве. С иркутянами Юрой Дорохиным и Аней Матисон всё началось с видео «Настроение улучшилось». После него у нас сложился некий альянс, и сейчас пик этих взаимоотношений – мы начинаем съёмки фильма».

В Иркутске уже снималось большое кино. Город был запечатлён в фильмах «У озера», «Звезда пленительного счастья», «Долгая дорога в дюнах», «Солнечный ветер», правда, лишь в нескольких эпизодах. «Сатисфакция», напротив, делает Иркутск основной съёмочной площадкой. На этом настояли Матисон и Дорохин. «Это не столичная история, действие происходит в провинции, – поясняет Анна Матисон. – Иркутск – наш родной город, и здесь мы хотели снимать с самого начала, весь сценарий прописан, исходя из местных интерьеров». «Есть поговорка: дома и стены помогают. Я думаю, что стены нашего города помогают нам. Люди идут навстречу, – признаётся режиссёр и исполнительный продюсер ленты Юрий Дорохин. –  Нельзя сказать, что мы не волнуемся. Это была бы рисовка. («Мы очень волнуемся!» – подтверждает сидящая рядом Матисон.) Но глаза боятся, а руки делают. Учитывая такой позитивный фон, мы постараемся, чтоб был хороший результат. Сильно постараемся».

Дубль четвёртый. Первый удачный

В первый день съёмок Гришковец проспал. Журналистам в этом он, правда, не признался, зато рассказал читателям своего Живого журнала. «Мало того, что проспал, даже опоздал на съёмочную площадку. Со мной такого не бывает, я всегда просыпаюсь вовремя, а если сильно устаю, то ставлю будильник, – сообщает он в записи от 18 июля. –  А сегодня не услышал будильник, потому что забыл телефон в ванной комнате, по этой же причине не услышал, как мне звонили и беспокоились… А беспокоились сильно, потому что знают, что я не опаздываю, в общем, кошмар. Когда меня наконец разбудили стуком в дверь, я подскочил и оделся, превзойдя свои прежние скоростные нормативы одевания времён службы на флоте».

[/dme:i]

На съёмочной площадке – участке дороги рядом с иркутской мэрией – Гришковец появился во время третьего дубля. Снималась коротенькая сцена с автобусом: он трогался от здания администрации и ехал вокруг сквера Кирова. Некоторые пассажиры, сидевшие в салоне, вернее, массовка, состоявшая в основном из местных журналистов, которых по знакомству попросили поучаствовать, тут же достали фотоаппараты и принялись щёлкать знаменитость через окно.

Гришковец был в джинсах, жёлтой футболке и солнечных очках. «Я первый раз в Иркутске в хорошую погоду. Могу ходить в маечке. Обычно было очень холодно. Правда, сейчас пошёл дождик, но для начала фильма это нормально», – поделился он впечатлениями. В ЖЖ Гришковец был более эмоционален: «Здесь стоит чудесная погода, то есть тепло, но не жарко, вечером прохладно, но не холодно, а ночью просто хорошо, правда, не без комаров. А что с ними поделаешь – Сибирь-матушка!».

За день до этого во время пресс-конференции Юрий Дорохин говорил журналистам, что ежедневно смотрит в окно, потому что погода в фильме играет большую роль. «Действие кино начинается утром и заканчивается утром следующего дня. И погода в течение этого дня меняться не может. Нам она нужна одинаковая, – объяснила Анна Матисон. – Лучше, чтобы это были не дожди».

Дождь, всё-таки начавшийся во время съёмок, был не сильный, поэтому камеру укутали в полиэтилен, прикрыли зонтиком и продолжили репетировать «сцену с автобусом». На экране она будет выглядеть так: сцена 3, кадр 1: автобус трогается от мэрии и поворачивает вокруг сквера Кирова; сцена 3, кадр 2: едущий в автобусе молодой человек с папкой документов так погружён в свои мысли, что не замечает, как постоянно задевает этой папкой голову сидящего рядом мужчины.

Молодого человека играет брат Анны Матисон Леонид, которого зрители могли видеть в видео «Настроение улучшилось» – там он широко улыбался в камеру, исполняя роль призывника. На этот раз Леониду досталась «нервная» работа: в другой сцене с его участием он изображает ужасно волнующегося мужчину, который обращается с просьбой к персонажу Евгения Гришковца – бизнесмену. По словам Леонида, на его небольшую роль ему всё равно пришлось проходить пробы. «Я текст читал, у меня есть немножко текста в фильме. Насколько я помню, сам Евгений эти пробы смотрел», – пояснил он. На большой экран Леонид не особо рвётся: «Вообще, я учусь на программиста, работаю по специальности, а тут просто Анечке, сестре, помогаю. Не думаю, что я сильный актёр: улыбаться – дело не великое».

Второй участник «сцены в автобусе», которого бьют папкой по голове, – Владимир Демчиков, издатель одного из иркутских журналов, промоутер, именно он привозил несколько спектаклей Гришковца в Иркутск. Его роль в фильме молчаливая: как пояснил Демчиков «Конкуренту», герой в кадре должен «реагировать». «И грозно материться, – продолжил Демчиков, не удержавшись от шутки. – Я понятия не имею, почему на меня пал выбор Дорохина и Матисон. Я думаю, что на эту маленькую, но выразительную роль им понадобился типаж раздражённого человека. Видимо, я ему соответствую. Нет, я не сразу согласился, меня уговаривали. Минуты две. Я поставил два условия. Потребовал персональный трейлер и обязательно репетицию. В трейлере мне отказали, а порепетировать Юра пообещал, но только после фильма».

На самом деле репетировали во время съёмок, параллельно внося в сцену корректировки. От стены автобуса открутили, например, неизвестно зачем оказавшуюся в городском транспорте гладильную доску. Параллельно участники съёмочной группы интересовались у режиссёра: «А ничего, что у нас одни блондинки по правому борту автобуса?». И обращались уже непосредственно к блондинкам: «Товарищи пассажиры, ни в коем случае не стреляйте глазами в камеру! Особенно девушки!».

В это время Гришковец с зонтиком в руке и словами «Отнесёмся серьёзно к первому дублю» (он-то думал, что это первый дубль) пристроился рядом с Дорохиным, сидящим на стуле с надписью «Сатисфакция» и раздающим команды в рупор:

– Готовность! Тишина на площадке! Мотор! Камера! Ну что двери-то у автобуса не закрыты? Так, мотор! Всё нормально. Начали!

Гришковец был прав – этот, четвёртый, дубль оказался первым удачно снятым, после которого по традиции киношников принято разбивать тарелку, где написаны название фильма и имена всех его участников. Всего их 70 человек: 30 – члены съёмочной группы и 40 – актёры. Тарелка была фарфоровая, имена на ней были написаны акрилом – белым по белому. После торжественного разбития и коллективного фото Евгений Гришковец заметил: «Как забавно: тарелку разбили – и сразу дождь закончился».

Я получил эту роль

По словам Гришковца, «как минимум это первая моя большая роль. В кино я играл эпизоды, в театре я играл человека, очень похожего на меня самого. А здесь современный герой, которого я очень хорошо знаю, и среди моего поколения таких людей много: мы их встречаем в новостях, на улицах, у кого-то такими стали одноклассники. Но я совсем не такой в жизни. И мне хочется сыграть эту роль. Почему получился такой хороший сценарий? Потому что я его писал под себя. Шучу. Просто изначально не предполагалось другого актёра и режиссёра, мы же не собирались сценарий продавать».

[/dme:i]

В общем, не так уж Гришковец и шутил. Анна Матисон назвала сценарий «очень актёрским» и подчеркнула, что он писался «в большей степени для Евгения, потому что он давно хочет сняться в кино и, на мой взгляд, он один из лучших актёров, которые сейчас есть. Его часто приглашают сниматься, но предложенные ему роли –  это люди-клише. Стандартный его образ – интеллигентный мужчина среднего возраста, рефлексирующий. А у Евгения широкий актёрский диапазон».   

Двух других актёров, исполняющих основные роли в ленте, Гришковец предложил сам. Извинившись, что «начал с себя», он рассказал о своих коллегах по фильму: «Георгий Накашидзе – выдающийся грузинский театральный актёр. Сейчас мы очень плохо знаем эту школу, потому что изолированы друг от друга, а раньше грузинские актёры блистали в большом советском кино. Я уверен, он блестяще сыграет. Денис Бургазлиев – актёр мхатовской школы, он стал известен тем, что когда-то играл в культовом спектакле «Лысый брюнет» с Петром Мамоновым. Потом уехал в Германию и довольно долго работал в Ганноверском музыкальном театре. Я увидел Бургазлиева в телесериале «Час Волкова», это обычный криминальный сериал, где Денис классно играет капитана милиции».

По словам Бургазлиева, он согласился сниматься в фильме сразу, как только прочёл сценарий. «Я такого хорошего сценария давно не видел», – признался он. Перед поездкой в Иркутск актёр перечитал Астафьева и заручился поддержкой партнёра по сериалу «Час Волкова» Николая Чиндяйкина, который играл в Омском театре драмы. «Он много рассказал мне о сибирской земле, и я вчера ему написал большое сообщение о том, как нас замечательно принимают, и что я понимаю, почему он влюблён в эту землю», – сказал Денис Бургазлиев.

Для обоих актёров, прибывших в Иркутск, оказалось увлекательным опытом переодевание в строгие костюмы. Оба мужчины сами заострили на этом внимание. Гришковец в своём ЖЖ: «Я никогда в жизни не носил костюмы. Наверное, в последний раз у меня было то, что можно назвать костюмом, чехословацкого производства, ещё в университете. Он на мне плохо сидел, и я не любил его носить. А другой было купить невозможно, да я и не видел смысла. С тех пор как-то не было надобности и причины носить костюм. Но вот сегодня я облачился в тёмно-синий, специально для меня подобранный итальянский тонкий костюм и сразу почувствовал, что зря прожил много лет (улыбка)». И хотя, по словам Евгения Гришковца, «Денис чувствует себя в костюме как рыба в воде», тот тоже признался журналистам, что «играть роль мне будет очень интересно, потому что надо будет носить костюм, который я вообще не ношу, и у меня его нет, застегивать на все пуговицы, надевать галстук, рубашку».

Второстепенные роли в фильме будут исполнять иркутяне – артисты драматического театра и непрофессионалы, сообщил Юрий Дорохин. «Опыт работы с непрофессионалами у нас очень богатый», – констатировал он.  

Зато для профессиональной актрисы Татьяны Скороходовой её роль в «Сатисфакции» – отнюдь не основной вид деятельности в съёмках. «Я типа линейный продюсер, – сообщила она «Конкуренту». –  Ввиду скудности бюджета объединяющий ряд обязанностей. В том числе и актёрских. Уговорили сыграть роль секретарши персонажа Гришковца, хоть и тяжело всё совмещать: каждую секунду дёргают все кому не лень».

Ищите женщину

Ввиду той же скромности бюджета «Сатисфакции» Дорохин с Матисон вначале сомневались, стоит ли его озвучивать. Однако всё-таки назвали цифру – 400 тыс. долларов. Фильм решено снимать на цифру. Снимать на киноплёнку оказалось дорого. Существенная доля уйдёт на техническую составляющую: для съёмок были арендованы камера «Red One» (к слову, точно на такой же снимался «Антихрист» Ларса Фон Триера и «Знамение» с Николасом Кейджем. – «Конкурент»), свет и прочее оборудование. Вместе с техникой приехали оператор, осветитель и даже «девушка с хлопушкой». «Не последнюю роль в проблемах с организацией съёмок сыграл кризис: и так небольшой по меркам кино бюджет пришлось сократить, – призналась Анна Матисон. – Съёмки оказались возможными, потому что Евгений Гришковец, продюсер Ирина Юткина и вся иркутская команда работают на результат. Женя не получает гонорар за эти съёмки ни как сценарист, ни как актёр». Не получают гонорар ещё три человека: сама Аня, Юрий Дорохин и Ирина Юткина. «У нас есть бюджет, который, я надеюсь, мы очень разумно тратим и ждём результата. Это неплохо, это очень стимулирует к творчеству», – подтвердил Дорохин.

[/dme:i]

Съёмки фильма будут проходить в течение 30 дней, основной состав съёмочной группы будет работать по шесть дней в неделю, до 12 часов в день. «Будем снимать в разных районах города, в том числе и в исторической части. Часть съемок пройдёт в Листвянке, – сказал Юрий Дорохин. – Мы постараемся показать город таким, каким его видим. Красивым, родным. Но если я расскажу о точных местах и ещё назову время –  мы получим ненужное количество массовки».

Сюжет фильма режиссёры раскрывать отказываются. «Представьте, что пришли вы к другу на день рождения. Подарили ему диск с фильмом и тут же – ну просто так – рассказали ему всё кино, – проводит параллели Дорохин, оправдывая интригу. – Поэтому мы постараемся не раскрывать карты заранее». Даже трейлер к фильму будет снят отдельно и в него не войдут кадры из самой ленты. «Обычно приходишь в кинотеатр, посмотрел трейлер и уже примерно знаешь, каких сцен от фильма ждать, кто плохой, кто хороший, где какая машина взорвётся. У нас даже из трейлера не будет это ясно», – добавила таинственности Анна Матисон.

Рассказала сценарист только, что «фильм абсолютно мужской по составу актёров». «У нас даже в эпизодах всего три очень незначительные женские роли, – отметила она. – Однако мужской фильм исключительно по составу, не по содержанию. Женщин в ленте очень много, но не в кадре».

На вопрос, когда фильм выйдет в прокат, Дорохин откашливается и после паузы говорит, что стадия постпродакшн закончится в декабре, но какие-то точные сроки выхода «Сатисфакции» назвать нельзя.  «Ещё год назад не было даже планов снимать кино, было только желание. И по меркам кино наш запуск – это очень быстро, – рассуждает Анна Матисон. – Мы хотели бы выпустить фильм в прокат, но не можем гарантировать, что снимем очень хорошую картину. Было принято решение, что мы делаем кино, которое хотим. Не связываем себя форматами и рамками, хотя предложения были. И на уровне сценария, и на уровне актёрской группы – в частности, предлагали другого актёра снять. Мы решили снимать бескомпромиссно. И будем предлагать готовый продукт».

За кадром

Гришковец, как и исполнитель второй главной роли Денис Бургазлиев, хоть и появились в этот день на площадке, в съёмках не участвовали и вскоре после ритуального битья посуды уехали. И второго эпизода, когда в «Байкал Бизнес Центре» снималась сцена, как персонаж Леонида Матисона заходит к герою Гришковца, уже не видели.

Сцена займёт в фильме меньше минуты, а на съёмку её было потрачено два часа. Сначала режиссёры долго определялись с наполнением кадра: пригнали одну машину, отогнали другую, пытаясь приноровиться к меняющемуся из-за погоды естественному освещению. Вслед за словами Дорохина «А почему на экране нет курящего человека?» в кадре появились двое охранников, одному из которых за время съёмок пришлось выкурить, наверное, полпачки. Однако и этого Дорохину оказалось недостаточно, и он после поисков среди участников съёмочной группы ввёл в кадр ещё и линейного продюсера Татьяну Скороходову. «Обратите внимание, ни одного прилично одетого человека из группы, чтоб вставить туда! – параллельно комментировал Дорохин в рупор. – Вы почему появляетесь на площадке, как эти самые… как неприлично одетые люди?».  

[dme:cats/]

Когда приступили к репетициям, Дорохин разгорячился и, видимо, разгоняя себя и остальных участников, принялся веселить работающую публику. «Вот ты, – обратился он к Леониду, который в начале сцены должен был засовывать пачку бумаг в мультифору. – Делаешь запихивание, извините за выражение, конечно, со слова «начали». Вот запихнул и идёшь запихнутый». Леонид проделал это, но режиссёр всё равно кокетливо вздохнул в рупор: «Ох, как с вами тяжело работать!».

Тем не менее через два часа Дорохин со счастьем констатировал, что «первый съёмочный день закончен и такого удовольствия я не получал давно». «Сегодня была раскачка, – подытожил он. – Я думаю, всё будет нормально».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры