Бард из Черемхова
Почему о хорошем поэте и замечательном исполнителе своих песен под гитару так мало говорят и пишут? Сергей Горбачёв всю жизнь работает на железной дороге, любит свою профессию, а быть в центре внимания многочисленных зрителей – не любит. Он простой, скромный, негромкий человек, вот только на свой пятидесятилетний юбилей решился пригласить в городскую библиотеку старшеклассников и студентов медицинского училища. В читальном зале о биографии и творчестве Горбачёва рассказала Елена Григорьевна, завотделом искусства.
Сергей сидел перед молодыми юношами и девушками, держал в руках свою гитару и пел. И каждое слово западало в душу, откликалось собственными мыслями и образами, и было легко и немного грустно. Почему так редки встречи с песней-исповедью, со стихами, проникающими в душу до самого донышка?
Сам себе я играю спектакль,
нарядившись, гляжу в зеркала.
Над собою смеюсь я и плачу,
и немножечко верю в удачу,
А удача не верит в меня…
Везло или не везло в жизни – однозначного нет ответа. Серёжа рос в большой и дружной семье. Отец Иван Савельевич работал в шахте машинистом электровоза. Младший сын родился после войны, когда отец вернулся с орденом Красной Звезды. Мама Анна Ивановна всю жизнь проработала на мясокомбинате, была начальником планового отдела. Рядом – братья и сёстры. Надя, старшая сестра, научила мальчика извлекать мелодии из гитарных струн и подарила ему первую гитару. В школьные годы Серёжа мечтал стать мореходом и рассекать океан-ские волны. Но двоюродный брат Вовка пошёл учиться на шофёра и всю жизнь водит большегрузные автомобили. Родные дяди работали на железной дороге. Водить электропоезда – это тоже интересно, смена впечатлений за окном, вечное движение облаков. Романтика, одним словом! Сергей с друзьями поступил после школы в железнодорожное училище в городе Зиме. Вот он на фотослайде в железнодорожной форме. Как военный, в фуражке, в кителе, рядом дорогие сердцу товарищи.
Сменяют одна другую фотографии на большом экране, звучат песни про солдатскую службу. Сергей был мобилизован сразу после окончания училища. Рост у него небольшой, и, наверное, поэтому его определили в танковые части, на границу с Китаем. Шёл 1979 год, очередной напряжённый момент. Укрепрайон принимал списанные танки, солдаты закапывали их в землю, вынимали двигатели, на их место устанавливали дополнительный боезапас. Пушку направляли в сторону границы. Танк боевой, но неходовой.
Три года службы – и снова в Черемхове. Пришла пора создавать семью…
Мы с тобою встретились случайно.
Я тебя на танец пригласил.
Это было маленьким началом
наших встреч и будущей любви…
Те, кому довелось побывать на их свадьбе, до сих пор вспоминают с восторгом и удивлением: жених носил невесту на руках, играл написанные для неё песни, стоял перед ней на коленях и осыпал подругу цветами. Всё было прекрасно и не похоже на другие свадьбы. Сергей и Светлана живут дружно и счастливо, вырастили двух замечательных сыновей. Старший, Андрей, сейчас учится в Московском государственном институте гражданской авиации и работает механиком в аэропорту. Младший, Олег, служит в армии. Такая вот мужская дружба связывает черемховского барда с сыновьями. Внуков пока нет. У Сергея – типичная судьба рабочего службы «тяги», как называли в мои молодые годы машинистов локомотивов. Горбачёв постоянно повышает свою квалификацию, учится на курсах, сдаёт нормативы. В последнее время работает машинистом электровоза и водит электропоезда по маршрутам от Черемхова до Иркутска и до Зимы.
Песни сочинять и петь под гитару Серёжа начал давно. С группой черемховских поэтов познакомился в середине восьмидесятых годов. В 1985-м – первые публикации в газетах «Восточно-Сибирский путь» и «Черемховский рабочий». А в 2007 году Сергей увидел свой портрет с гитарой и свои стихи в солидной книге с толстым переплётом – в сборнике «Мы родом из Черемхова», поэтической антологии, составленной Александром Серёдкиным. Выйдет ли отдельный авторский сборник стихов и песен? Всё зависит от Сергея. А в нашем материале пусть появится ещё одна поэтическая зарисовка Горбачёва – «Я и Осень».
Расскажи-ка мне, Осень,
кто платье скроил?
Мне б рубаху под цвет,
да в паре с тобою
По аллеям,
где воздух притихший остыл,
Прогуляться,
за талию взявшись рукою.
Помоги, дорогая,
вымыть неба стекло,
Закурил я совсем его,
звёзд не видать!
Я не выдался ростом,
мне всегда не везло,
Хоть по лестнице лезь –
высот не достать.
Ты надолго ко мне?
Будь хозяйкой в дому,
Будь любовницей мне
или просто соседкой,
Поддержи моё сердце,
летящее в тьму,
Словно нежной рукой,
позолоченной веткой…