издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ниже среднего

  • Автор: Елена ДАВЫДОВА

Итоги единого государственного экзамена (ЕГЭ) в Иркутской области оказались скромными: выпускники региона набрали меньше баллов по двум профильным предметам – русскому языку и математике, чем в целом по стране. 7% вообще не сдали экзамен и вместо свидетельства о результатах ЕГЭ получили справку об обучении в 10–11 классах. Число ребят, набравших 100% по отдельным предметам, тоже имеет тенденцию к уменьшению: в 2007 году их было 15, в 2008-м – 12, а в нынешнем только 10. Эксперты утверждают, что сами по себе итоги единого государственного экзамена ни о чём не говорят. Между тем очевидно, что сама российская школа нуждается в серьёзном реформировании.

7% не сдали ЕГЭ

В нынешнем году в Иркутской области единый государственный экзамен (ЕГЭ) сдавали 21309 человек, рассказала на пресс-конференции советник отдела дошкольного, общего и дополнительного образования министерства образования Иркутской области Наталья Краснова. Выпускников школ, сдавших ЕГЭ в первой волне, было почти на 2 тыс. человек меньше, чем в 2008 году, – 18065. Остальные – выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования; ранее окончившие школу, а также студенты вузов и ссузов. 7% от общего количества выпускников не смогли сдать ЕГЭ и получили справку об обучении в 10-11 классах.

ЕГЭ в Иркутской области проводился по 14 предметам, два из них – русский язык и математика – были обязательными для выпускников школ. Остальные – это обществознание, история Отечества, физика, химия, биология, литература, география, английский, немецкий, французский, испанский языки, информатика и информационно-коммуникационные технологии. В экзамене по русскому языку нижний порог в 37 баллов преодолели 89,4%, по математике порог в 21 балл преодолели 84,7%.

По среднему тестовому баллу по двум обязательным предметам Иркутская область отстаёт от общероссийских показателей, отметила Наталья Краснова. Так, средний тестовый балл по русскому языку на 3,8 балла ниже, чем в среднем по России, и составляет 52,6, по математике ниже на 7,1 балла – 35,8 против 42,9. Между тем пока сравнивать итоги в российских регионах рано, говорят в региональном министерстве образования. «Впереди ещё вторая волна ЕГЭ: к октябрю планируется огласить статистические данные участников, которые будут сдавать дополнительные экзамены по выбору», – пояснила советник отдела дошкольного, общего и дополнительного образования министерства образования Иркутской области.

Из экзаменов по выбору в нынешнем году наибольшей популярностью пользовалось обществознание, его предпочли чуть меньше половины сдающих – 9060 человек, на втором месте физика (3586), на третьем – история Отечества (3295). Биологию выбрали 2664 выпускника, информатику и информационно-коммуникационные технологии – 1548. Дальше с большим отрывом идут химия, английский язык, литература, география, немецкий и французский языки. Примерно такие же тенденции складываются по России в целом. По словам руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любови Глебовой, обществознание выбрала половина российских выпускников. Что свидетельствует об их интересе к поступлению на специальности гуманитарного цикла, считает она.

Лучших результатов добились выпускники, сдававшие по выбору английский язык (93,9% экзаменующихся подтвердили освоение программ), обществознание (90%), физику (88,5%). Более слабые результаты у сдававших историю Отечества (82,9%), информатику и информационно-коммуникационные технологии (80,9%). 100 баллов в нынешнем году набрали 10 выпускников: восемь – по русскому языку, и по одному – по математике и по литературе. Это меньше, чем в 2008 и 2007 годах, когда высший балл получили 12 и 15 человек соответственно.

Апелляций стало меньше

788 сдавших ЕГЭ остались недовольны полученными результатами и обратились в областную конфликтную комиссию, в 2008 году их было 589. На заседание конфликтной комиссии вынесено 11 апелляций по русскому языку, по пяти работам были повышены баллы, по шести – оставлены без изменения. Результаты экзамена по математике стали причиной 39 апелляций, в итоге восьми выпускникам были повышены баллы, остальным их оставили без изменения. По итогам экзаменов по выбору в областную конфликтную комиссию было подано 50 апелляций, по пяти из них балл был повышен, по одной – понижен, по остальным оставлен без изменения. В прошлом году в комиссию было подано на 38 апелляций больше – 138.

В целом в 2009 году окончившими среднюю школу считаются почти 17 тыс. человек, или 93,1% из допущенных к аттестации. 353 выпускника получили золотую медаль, 461– серебряную. По словам Натальи Красновой, в нынешнем году количество золотых медалистов в регионе превышает показатели двух последних лет. В 2009 году условием получения медали было преодоление нижнего порога по русскому языку и математике, а также обучение на «отлично» в 10 и 11 классах. Баллы, полученные в ходе ЕГЭ, не отразились на отметках в аттестате, потому что выпускники получали два разных документа – об окончании школы и свидетельство о результатах ЕГЭ. Впрочем, медалисты продемонстрировали высокие результаты: средний балл по математике и русскому языку составил 58–60.

Некоторые иркутские вузы уже разместили на сайтах информацию о минимальных баллах ЕГЭ, при которых можно участвовать в испытаниях на бюджетные места. В ИГУ и ИГПУ по русскому языку и математике они не превышают нижний порог для региона – 37 и 21 балл соответственно. В ИрГУПС профильными считаются баллы по математике и обществознанию. Причём для бакалавриата по менеджменту и экономике установлен порог в 40 баллов по математике, на остальных специальностях – 21 балл, на специальности «управление персоналом» и «таможенное дело» установленный порог по обществознанию составляет 39 баллов.

Большой конкурс

Пока прогнозировать, каким будет конкурс на бюджетные места в вузы областного центра, сложно. В июле планируется провести вторую волну ЕГЭ, в прошлом году в ней приняли участие порядка 2 тыс. человек. Кроме того, не все выпускники школ планируют получать высшее образование в регионе. Например, набравший 100 баллов по математике Никита Черкасов из Усть-Илимского экспериментального лицея планирует уехать в Москву. Однако корреспондент «Конкурента» обзвонил иркутские вузы, чтобы выяснить, какое количество бюджетных мест предусмотрено в нынешнем году. В целом с учётом заочной формы обучения их получилось 6789. Причём, вопреки тенденции последних нескольких лет по сокращению числа бюджетников, в этом году часть вузов оставила неизменным число бесплатных мест, а некоторые его даже увеличили.

Самый масштабный набор бюджетников в нынешнем году будет вести Иркутский государственный технический университет (ИрГТУ). Согласно информации, размещённой на сайте учебного заведения, без учёта филиала вуза в Усолье-Сибирском, на бесплатные места будет принято 1384 студента, заочно сможет обучиться ещё 401 человек. В Иркутском государственном педагогическом университете (ИГПУ) планируют в нынешнем году принять порядка 1500 студентов. Как сообщила нашему корреспонденту проректор по учебной работе Ольга Кузнецова, эта цифра остаётся неизменной в течение трёх последних лет. «Перед нами не стоит задача увеличения количества коммерческих мест», – подчеркнула она.

Не изменились показатели набора и в Иркутском государственном медицинском университете. По словам ответственного секретаря приёмной комиссии вуза Ларисы Хамнуевой, в 2009 году предусмотрено 517 бюджетных мест. По этому показателю иркутский университет занимает второе место среди медицинских вузов Сибири и Дальнего Востока. Больше студентов принимается на первый курс только в Сибирском государственном медицинском университете в Томске. Согласно информации на официальном сайте вуза, план приёма там составляет 650 человек.

Остался прежним план набора в Иркутском государственном университете (ИГУ). Как сообщила «Конкуренту» главный секретарь приёмной комиссии вуза Галина Логунова, в учебном заведении на этот год запланировано 786 бюджетных мест, в том числе 25 мест для тех, кто будет обучаться в магистратуре. «Число мест для бюжетников осталось прежним, – отметила Галина Логунова. – Однако внутри плана набора на отдельные факультеты произошло перераспределение». В Иркутский государственный университет путей сообщения поступить бесплатно на первый курс могут 530 человек и ещё 62 заочника. Число бюджетных мест по сравнению с прошлым годом в вузе увеличилось: в 2008 году на очную форму обучения поступили 485 человек. В Иркутский государственный лингвистический институт в нынешнем году могут поступить 374 человека, это больше, чем в прошлом году, отметили в вузе.

В Байкальском государственном университете экономики и права (БГУЭП) число бюджетных мест в нынешнем году увеличилось на 166, теперь вуз может принять 531 человека. Как пояснил нашему изданию проректор по учебной работе БГУЭП Владимир Левченко, увеличение произошло за счёт приёма в бакалавриат и магистратуру. В ИрГСХА в нынешнем году для бюджетников предусмотрено 438 мест на очной форме обучения и 266 на заочной. Таким образом, конкурс на бюджетные места в иркутских вузах, по подсчётам нашего корреспондента, составил три человека на место на очной и заочной формах обучения.

Каким будет конкурс в вузы в следующем году, прогнозировать сложно. По словам Натальи Красновой, последние несколько лет каждый год количество выпускников в Иркутской области уменьшается на 1000 – 1500 человек. Однако уже в ближайшие годы тенденции могут измениться. Они отчасти связаны с тем, что в своё время Министерство образования «вернуло» четвёртый класс. Подсчитать возможное количество выпускников можно уже сейчас: порядка 26 тыс. ребят заканчивают восьмой класс, значительная часть из них продолжит обучение в школе, остальные получат профессиональное образование.

[title=»Комментарий» width=»100%»]

Кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой рекламы Иркутского государственного университета Владимир Рабинович:

– Сами по себе итоги ЕГЭ (при всей своей публичной очевидности) ни о чём не говорят. Они имеют смысл лишь как один из параметров системной оценки состояния российской средней школы. Констатируем, что любое образование в принципе не может быть стопроцентно успешным. Это нонсенс! И более того, сложившаяся в российской школе ориентация на 100-процентную успеваемость является заведомо ложной и негативно влияет на состояние российского социума в целом.

Отсутствие в школе реального конкурентного рейтинга, неспособность объективно оценить свои знания и умения, ориентация на достижение не лучшего результата деятельности, а минимально допустимого системой, не может рассматриваться как принимаемая обществом реальность.

Ни у кого не вызывает сомнений, что наша школа нуждается в реформировании.  Она не соответствует современным вызовам, а качество обучения молодых людей оставляет желать лучшего. Кроме того, сегодня не существует идеальных способов оценки знаний. Любая методика ориентирована на решение конкретных задач и имеет свои допуски, сильные и слабые стороны.

И в этом смысле ЕГЭ не хуже и не лучше других способов итоговых аттестаций. Однако необходимо разделять два принципиально разных явления: ЕГЭ как идею и способы претворения этой идеи в жизнь. И, наконец, ЕГЭ уже сейчас меняет нашу среднюю школу, и эти изменения нужно считать скорее позитивными, при всех возможных оговорках. Это не идеальный способ итоговой аттестации, но, пожалуй, наиболее современный и жизнеспособный.

Теоретически единый экзамен нивелирует реальный разрыв в подготовке выпускников школ в мегаполисах, областных центрах и глубинке. И если мы оставим в стороне вопросы, связанные со злоупотреблениями и коррупцией, то вероятность получения равных стартовых возможностей у выпускников школ из глубинки становится больше.

Но ЕГЭ не заменит системного образования, не сможет ликвидировать отчуждённость от информационных ресурсов и, конечно же, ничего не может сделать с реальностью экономических разрывов, существующих в российском социуме.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры