Дмитрий Мезенцев
Персоной июня мы выбрали губернатора Иркутской области
Неожиданное появление Дмитрия Мезенцева на посту губернатора Иркутской области всё же сенсацией не стало. Скорее, оставило впечатление некоего аванса из разряда тех, которыми федеральный центр Иркутскую область давно не балует. В самом деле, Дмитрий Мезенцев хоть и принадлежит к престижной «питерской» команде, за последние семь лет явно перестал быть чужим для жителей региона. С его именем связывают деятельность Байкальского экономического форума, а вектор его международных связей, накопленных за время работы с Шанхайской организацией сотрудничества, совпадает с перспективными направлениями торгово-экономических контактов Восточной Сибири.
На иркутской политической орбите появилась фигура, имеющая федеральный вес, на который регион может рассчитывать. Предыдущие губернаторы были скорее управленцами, чем политиками, и, занимаясь более или менее удачно региональной экономикой, были вынуждены опираться на политический авторитет, а значит, и следовать интересам стоящих за их назначением «старших товарищей». У Дмитрия Мезенцева наработаны личные отношения на самом высоком уровне. И следовательно, есть шанс, что Иркутская область не будет запрягать телегу впереди лошади, подгоняя развитие территориального промышленно-экономического комплекса под интересы корпоративных лоббистов.
Иркутской области предстоит привыкнуть жить с губернатором, так сказать, «от политики». Дмитрий Мезенцев политик тонкий, чуткий и опытный: чёткость формулировок, скрупулёзная выверенность заявлений. После многолетнего лавирования в Совете Федерации маневры на посту регионального лидера наверняка покажутся ему простыми и примитивными – если бы не финансовые и экономические рифы, курс через которые пока ещё не проложен.
Первый подводный камень формирующемуся правительству Мезенцева, похоже, удалось миновать. Это масштабный секвестр бюджета, продиктованный кризисом и успешно проведённый через Законодательное Собрание в июне. Следующий этап – это преодоление финансового дефицита и поиск примерно двух миллиардов рублей для Иркутской области ближе к концу года. Похоже, что искать придётся в Минфине, и там Дмитрию Мезенцеву предстоит использовать аргументы из сферы финансовой, а отнюдь не политической.
Увы, это препятствие не будет последним: за ним целый архипелаг негативных возможностей под названием «рецессия». Экономика области сильно пострадала от прошлогодней катастрофы на мировых рынках, а на подходе вторая волна кризиса. Падение уровня жизни, безработица и, как назло, осенняя волна муниципальных выборов, за которыми, естественно, будут пристально следить не только центральные органы «партии власти», но и в администрации президента.
У Дмитрия Фёдоровича Мезенцева сегодня – безусловная поддержка региональной элиты, консенсус в Законодательном Собрании, беспрецедентный для иркутских губернаторов уровень федеральных связей. Всё это, включая его сосредоточенное настроение, – шанс. Иркутская область такой шанс заслужила.