издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Противостояние наркотической угрозе

Международный день борьбы с наркоманией, который отмечается 26 июня, конечно, не повод для праздника. Скорее уж этот день из разряда тех памятных дат, которые заставляют нас лишний раз задуматься. Задуматься, например, о том, как хрупка человеческая жизнь, на какой тонкой ниточке она висит, а смерть может таиться и на кончике иглы. О том, что сегодня делается на ниве борьбы с наркоманией и какую позицию в этом вопросе занимают органы государственной власти, в беседе с нашим корреспондентом рассказывает заместитель министра по физической культуре, спорту и молодёжной политике Иркутской области Игорь Иванов.

– Тема наркомании давно набила оскомину, но от этого не потеряла своей остроты. Однако, если провести ретроспективный анализ, какие-то изменения наркоситуации происходят?

– Начнём с того, что наркомания в Иркутской области по-прежнему остаётся острой проблемой. Её в принципе невозможно решить за год или два, и она требует ежедневного, кропотливого труда. Это как английский газон, весь секрет которого в том, чтобы стричь каждый день на протяжении ста лет. Правда, за  последние два года в ситуации произошли довольно серьёзные изменения, и основные показатели, которые принято считать «индикаторами» напряжённости, стабилизировались. Сокращается число смертей от передозировок, в целом уменьшается число молодых людей с впервые установленным диагнозом «наркомания».

Более того, эксперты-наркологи говорят о том, что наркомания в Иркутской области начала «стареть». Наркозависимые, которые обращаются в больницы за помощью, – это люди старше двадцати лет. Значит,  сегодня в молодёжной среде не модно быть наркоманом. Говоря языком профессионалов, всё это прогностически-благо-приятные показатели. Установка молодёжи меняется, и отношение к наркомании тоже меняется благодаря тому, что в регионе пошла мощная, системная профилактическая работа.

Однако сказать, что у нас всё хорошо, – значит сказать неправду, потому что картина всё ещё удручающая. По общему числу наркотизации населения Иркутская область входит в двадцатку неблагополучных регионов России. Что касается Сибирского федерального округа, долгие годы мы  занимали вторую позицию, но сегодня опустились на четвёртую. Система профилактики начала приносить реальные плоды. Главное сегодня – не снижать темпы профилактической деятельности, иначе очень быстро мы откатимся назад.

– В регионе существует какая-либо концепция профилактической работы, которая способна массово охватить особо уязвимые слои населения, то есть молодёжь?

– На сегодня есть чётко выработанные подходы к профилактической деятельности. Это и организация информационной кампании, и подготовка специалистов, в которой участвуют высшие учебные заведения. Например, преподаватели вузов помогают разрабатывать профилактические программы и готовить специалистов, которые смогут пойти к молодёжи и начать грамотный, профессиональный разговор. Профилактические программы, которые реализуются в области, вообще отдельная тема.

Если говорить о  профилактических программах для школьников, то с этим у нас всё более или менее благополучно. Разработаны отечественные программы, адаптированы западные. Но что касается программ, которые были бы направлены на учащихся учреждений начального, профессионального среднего специального образования и вузов,  таких программ в стране просто не существует. Иркутской области пришлось здесь выступать пионером. На базе ИГПУ такие программы были разработаны, прошли апробацию в 4 вузах и 8 ссузах, показали хорошие результаты. Теперь мы можем сказать, что программы  у нас есть, и это очень хорошо.

В 2008 году мы впервые заговорили о том, чтобы студентов ссузов и вузов массово провести через эти программы. Нужно сказать, что администрация учебных заведений очень охотно откликается на наши предложения. Сейчас этот проект работает, и результаты уже видны. У нас действуют 58 кабинетов профилактики социально-негативных явлений, которые работают в учебных заведениях. На базе этих кабинетов мы и готовим специалистов, которые потом взаимодействуют со студентами. Там же формируется молодёжный актив, который выступает в качестве добровольцев при реализации профилактических программ, различных акций, социальных проектов.  Словом, эти ребята на общественных началах работают со сверстниками.

Региональная информационно-пропагандистская кампания  признана одной из лучших в стране. Три года подряд наши ролики социальной рекламы занимали призовые места в федеральных конкурсах. На сегодня наша информационно-пропагандистская  кампания «Прибайкалье против наркотиков» распространена среди регионов СФО и даже была положена в основу при разработке информационной кампании «Сибирь против наркотиков», которая поддерживается Госнаркоконтролем. Опыт, который накоплен у нас, используется в других субъектах Российской Федерации. Правда, этот опыт нам дорого достался.

– До сих пор мы говорили о профилактике. Понятно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. И всё-таки,  что делается для тех людей, которые уже  столкнулись с этой бедой?

– У нас есть единственное областное государственное  учреждение – это реабилитационный центр «Воля». Опять же, это единственный центр, который работает бесплатно, его финансирует государство. Там накоплен уникальный опыт работы непосредственно с наркозависимыми от 18 до 35 лет и с их семьями. Ведь  наркомания – это проблема не только того, кто непосредственно употребляет наркотики, но и его близких. Очень часто родители своим поведением никак не способствуют тому, чтобы ребёнок перестал употреблять наркотики, возникает проблема созависимости. Это очень болезненная тема, и с такими родителями сложно говорить. Тем не менее они сами очень нуждаются в помощи и, по сути дела, в реабилитации.

Такой проблемой как раз и занимается реабилитационный центр «Воля». Он проводит консультации – индивидуальные, групповые, семейные. Специалисты помогают скорректировать поведение родителей, чтобы разомкнуть этот порочный круг, помочь родителям осознать свою роль в процессе реабилитации и сделать их активными помощниками. Конечно, это и работа непосредственно с наркозависимыми. Подразделения центра располагаются в Иркутске, Иркутском, Эхирит-Булагатском, Куйтунском районах. География  обширная, и молодые люди могут проходить реабилитацию во всех этих подразделениях. В центре они постоянно находятся под наблюдением специалистов-медиков. Это один из немногих центров в области, который действительно очень тесно работает со здравоохранением.

Фактически ребятам приходится с нуля отстраивать новый образ жизни, новый стиль поведения. Психологи и педагоги работают с ними круглосуточно и помогают  это делать. В центре ребята находятся до года и больше, фактически  для них это становится частью жизни. Они работают, приобретают новые профессии, для того чтобы  овладеть первичными трудовыми навыками. Понятно, что прошлая жизнь у многих из них так или иначе была связана с преступной деятельностью. Нужно перестраивать их, давать трудовые навыки, чтобы, выйдя из этого центра, они могли найти себя в жизни. Через трудотерапию, через очень большую, сложную, кропотливую ежедневную работу ребята создают себя заново.

Очень важная  часть здесь принадлежит общественной составляющей. С центром активно работает общественная организация «Матери против наркотиков». Уникальная организация, которая объединила матерей, чьих детей коснулась беда. Нужно знать, что это за люди. Объединившись однажды, они создали свою общественную организацию. С 2007 года у нас существует  соглашение с ассоциацией «Матери против наркотиков», мы их поддерживаем, помогаем организационно и методически. За это время создано более  13 филиалов организации на территории Иркутской области. Через общественную составляющую работа по выявлению наркозависимых молодых людей, по сотрудничеству с наркозависимыми и их семьями выстраивается и приобретает системность.

– Вы можете назвать реабилитационные центры, которые хорошо себя зарекомендовали?

– Ещё один мощный центр – это «Перекрёсток семи дорог». Будучи негосударственной общественной  организацией,  этот центр очень качественно работает с наркозависимыми. Если «Воля» занимается только социальной реабилитацией, то «Перекрёсток» – ещё и медицинской. У них выстроены свои методики. Кроме «Перекрёстка», медицинской реабилитацией занимается отделение при государственной наркологической клинике в Ангарске. Вся  медицинская реабилитация проходит в учреждениях здравоохранения.

Другие реабилитационные центры, которые действуют в Иркутской области, носят религиозный характер. Среди них могу выделить православный душепопечительский центр, который расположен в посёлке Марково. Он также занимается проблемой реабилитации наркозависимых. Его очень активно поддерживает Иркутская епархия, и мы с ним работаем.

Однако деятельность многих центров закрыта. Антинаркотическая  комиссия уже обратила на них внимание. На сегодня по линии здравоохранения предпринят ряд шагов,  чтобы сделать их деятельность прозрачной. Например, при министерстве здравоохранения создана рабочая группа, которая отслеживает работу реабилитационных центров. Очень важно иметь возможность зайти и посмотреть, что там делается. Не секрет, что многие стремятся заработать на чужом горе. Необходим чёткий механизм мониторинга и контроля за деятельностью таких центров.  

Но самое главное – сегодня требуется мобилизация всех участников профилактического процесса, для того чтобы, несмотря на сложности и кризис, не допустить ухудшения ситуации в регионе, сохранить молодых людей здоровыми, привить им основы здорового образа жизни. Чтобы не вымирали у нас города и деревни от такой болезни, как наркомания, а наша молодёжь оставалась главным «золотым запасом» нации.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры