издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Настоящий Учитель

Валерию Матвеевичу Степанову исполняется 70 лет

  • Автор: Лидия Петрова

Среди замечательных представителей школьной педагогики Иркутской области этот учитель занимает одно из самых достойных мест. Валерий Матвеевич Степанов отдал благородному делу воспитания детей 47 лет, из них 20 – сельской школе.

Почти полвека за учительской кафедрой – сам по себе факт, достойный уважительного признания. Но знаменательно другое: это были десятилетия не просто честного труда, но самоотверженного творческого служения делу образования и воспитания нескольких поколений питомцев, которым сегодня от 20 до 50 лет.

Педагогический талант Валерия Матвеевича проявился уже с первых шагов на воспитательном поприще. Пионерские отряды, где он был вожатым, были всегда лучшими, и жизнь в них кипела самая интересная. Из классов, где он преподавал литературу, вышли люди, влюблённые в классическую литературу и отечественную поэзию, умеющие ценить подлинную культуру и красоту. И директорствовал он так же талантливо и незаурядно: возглавляемые им школы никогда не были лишь местом обучения – он хотел видеть своих учеников людьми широко образованными, творчески мыслящими, развитыми эстетически. Малая академия наук, дом культуры при школе, вузовские учёные, ведущие кружки и уроки, – много ли вы видели таких школ? Подрастающему человеку помогали здесь найти и раскрыть его самые удивительные таланты, порой неожиданные для него самого.

Так было в Карлукской сельской школе, затем в иркутской 47-й. А несколько лет назад Валерию Матвеевичу поручили достраивать школу в одном из микрорайонов Москвы. Он и её сделал экспериментальной,  одной из престижных в столице.

В эти дни ушедший на отдых учитель отмечает своё семидесятилетие. Впрочем, отдых для него – понятие условное. Автор 12 книг и пособий по педагогике продолжает работать над проектами по воспитанию, сотрудничает с педагогическими изданиями.

Регалий и званий у Валерия Матвеевича Степанова множество. Заслуженный учитель России, лауреат премии Президента России по образованию, академик трёх академий, кандидат педагогических наук и так далее. Но не титулы считает Учитель главным итогом своей работы, а состоявшиеся судьбы своих воспитанников, счёт которых ведётся на многие сотни.

Сегодня его учеников можно встретить  в самых разных городах мира – они строят, лечат, преподают, руководят коллективами, занимаются бизнесом. В Париже и Лос-Анджелесе, в Берлине и Тель-Авиве, в Киргизии и Казахстане, в Киеве и Москве, Волгограде и Хабаровске. И, конечно, здесь, в нашей области. Они с благодарностью вспоминают годы, когда рядом с ними шёл по жизни этот яркий и талантливый человек, настоящий Учитель.

[title=»Поздравления» width=»100%»]
Каждый из нас, выпускников 10 «Б» 65-й иркутской школы 1971 года, является обладателем драгоценного и совершенно эксклюзивного опыта школьной жизни. Такого учителя, как у нашего 10 «Б», не было ни у кого.

Обучение и воспитание нашего шумного, неугомонного сообщества стало первым педагогическим экспериментом совсем юного тогда Валерия Матвеевича Степанова. Это был его первый опыт классного руководства.

С тех пор прошло уже почти сорок лет, выросли наши собственные дети и подрастают внуки. И теперь я очень хорошо понимаю, какой счастливый подарок преподнесла нам тогда судьба.
Но в те годы мы не упускали возможности проверить на прочность терпение и выдержку своего молодого классного руководителя – в классе кипела не только потрясающе интересная, полная событий и приключений жизнь, но и нешуточные страсти! Ведь мы были молоды, категоричны и абсолютно уверены в своём праве на его, учителя, личное время, нервы и  искреннюю любовь к нам.

И все издержки нашего роста, все наши глупые и порой небезобидные поступки, наши влюблённости и личные драмы, ссоры и первые успехи он принимал под свою полную ответственность. Он всю свою жизнь, всю энергию, всю душу и сердце отдавал нам. Он с нами жил, он был в нас, у него не было отдельной от нас жизни. Нам завидовали все ученики, и не только нашей школы, но и других школ города.

А ещё мы всё время пели – хором, ансамблем, дуэтами, соло… Пели после уроков, за праздничным столом, на концертах художественной самодеятельности, на школьных праздниках, в поездках и походах. Пели и танцевали… Наш класс в полном составе совершенно естественно мог исполнить на школьном балу полонез или кадриль.

А ещё мы читали стихи… Уроки литературы (Валерий Матвеевич – учитель-словесник) превращались часто в поэтические вечера с зажжёнными свечами и романтическим, щемящим чувством прикосновения к чему-то недосягаемо прекрасному!

Чего только не было в нашей школьной жизни! Были и ошибки, набитые шишки, потери, горечь неудач… Но это действительно была Жизнь! Настоящая кипучая жизнь, воспоминания о которой согревают нас по сей день, дают силы и потрясающее чувство единства: где бы мы ни были, куда бы ни занесла нас жизнь, все эти годы в нас живёт это чувство семьи, где все такие родные, понятные и любимые… И Валерий Матвеевич Степанов (теперь уже умудрённый огромным опытом и увенчанный множеством титулов и званий) в этой семье – признанный Глава и Учитель. С юбилеем Вас, дорогой Валерий Матвеевич!

Ольга Тихомирова, руководитель Иркутского общественного благотворительного фонда по реабилитации детей-инвалидов с помощью верховой езды,
Ольга Хасанова, руководитель отдела проектного института,
Ирина Цвигун, зав. кафедрой мировой экономики Байкальского госуниверситета экономики и права, доктор экономических наук, профессор,
Ирина Стерехова, строитель-проектировщик,
Ирина Александрова, сотрудник предприятия «Аэропорт»

***

В 1975 году к нам в Карлукскую школу приехал новый директор, и, как это бывает в подобных случаях, школа «загудела». Новый директор, он же учитель литературы, произвёл особое впечатление. Высокий, интересный, с безупречным вкусом, умным проницательным взглядом, он был похож на артиста, политика или учёного, в общем, на «столичную штучку».
А вскоре  мы поймали себя на том, что сидим на уроках литературы, раскрыв рты, ищем в библиотеках поэтов, которые не входят в школьную программу, потому что на пятиминутках в начале урока хочется блеснуть найденным необычным стихотворением. А по субботам на общешкольных линейках прячемся друг за друга, если в чём-то провинились, или, наоборот, гордо взираем на всех, если Валерий Матвеевич похвалит за что-то. Ругать и хвалить он умел необыкновенно.
Нам повезло: в нашем непростом 8 «Б» он стал классным руководителем. Мы прозвали его «шефом», так зовём и до сих пор.
А в школе с его приходом закипела новая жизнь: открылись новые кружки, начались творческие вечера, организовался модный тогда вокально-инструментальный ансамбль, в который вошли в основном ребята из нашего класса. Изменился школьный интерьер, классы и коридоры приобрели современный облик. И мы, дети, учились бережно относиться к различным выставкам и композициям, потому что гордились своей школой.
А чего стоили наши туристические поездки в Москву, Ленинград, Ригу, Одессу… Для нас, деревенских детей, это были сказочные путешествия. Школа стала образцово-показательной – нас снимали на телестудии с концертами, к нам приезжали иностранные гости, и всё это было связано с нашим дорогим «шефом».
Дорогой Валерий Матвеевич! Примите от нас сердечные поздравления с юбилеем! Здоровья Вам на долгие-долгие годы, новых творческих успехов. Мы помним Вас и любим!

Людмила Загвоздина (Попова), Татьяна Тюкавкина, Екатерина Кузнецова, Николай Люси, Татьяна Быкова, Татьяна Еремина, Марина КорЧагина, Валерий Корнев, Владимир Токарев, выпускники 1977 года

***

10 лет я проработал рядом с Валерием Матвеевичем Степановым, создавая инновационную школу, и считаю эти годы самыми плодотворными в своей жизни. Все проекты, начатые в 47-й экспериментальной, стали стартовыми не только в образовании школьников, но и для творчески одарённых педагогов.

Валерий Матвеевич мыслил всегда масштабно и заражал этим всех! Создавая школьное телевидение, он непременно ставил задачи снимать, режиссировать и выпускать документальные фильмы, уровень школьного  театра и других творческих коллективов достоин был зарубежных гастролей и международных фестивалей, без участия его учеников не обходилась ни одна школьная олимпиада.

Аттестат  47-й и сегодня является гарантией высокой креативности выпускника. Обо всём, что делалось в 47-й школе в 1990-е годы, было принято говорить «впервые». Школа занимала лидирующие позиции в обновляющемся российском образовании, и по её модели сегодня работают сотни учебных заведений страны. Валерий Матвеевич учил главному – стремлению менять жизнь к лучшему.

Александр РОГАЧЕВСКИЙ, художественный руководитель иркутского ансамбля аутентичной музыки

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры