Настоящий Учитель
Валерию Матвеевичу Степанову исполняется 70 лет
Среди замечательных представителей школьной педагогики Иркутской области этот учитель занимает одно из самых достойных мест. Валерий Матвеевич Степанов отдал благородному делу воспитания детей 47 лет, из них 20 – сельской школе.
Почти полвека за учительской кафедрой – сам по себе факт, достойный уважительного признания. Но знаменательно другое: это были десятилетия не просто честного труда, но самоотверженного творческого служения делу образования и воспитания нескольких поколений питомцев, которым сегодня от 20 до 50 лет.
Педагогический талант Валерия Матвеевича проявился уже с первых шагов на воспитательном поприще. Пионерские отряды, где он был вожатым, были всегда лучшими, и жизнь в них кипела самая интересная. Из классов, где он преподавал литературу, вышли люди, влюблённые в классическую литературу и отечественную поэзию, умеющие ценить подлинную культуру и красоту. И директорствовал он так же талантливо и незаурядно: возглавляемые им школы никогда не были лишь местом обучения – он хотел видеть своих учеников людьми широко образованными, творчески мыслящими, развитыми эстетически. Малая академия наук, дом культуры при школе, вузовские учёные, ведущие кружки и уроки, – много ли вы видели таких школ? Подрастающему человеку помогали здесь найти и раскрыть его самые удивительные таланты, порой неожиданные для него самого.
Так было в Карлукской сельской школе, затем в иркутской 47-й. А несколько лет назад Валерию Матвеевичу поручили достраивать школу в одном из микрорайонов Москвы. Он и её сделал экспериментальной, одной из престижных в столице.
В эти дни ушедший на отдых учитель отмечает своё семидесятилетие. Впрочем, отдых для него – понятие условное. Автор 12 книг и пособий по педагогике продолжает работать над проектами по воспитанию, сотрудничает с педагогическими изданиями.
Регалий и званий у Валерия Матвеевича Степанова множество. Заслуженный учитель России, лауреат премии Президента России по образованию, академик трёх академий, кандидат педагогических наук и так далее. Но не титулы считает Учитель главным итогом своей работы, а состоявшиеся судьбы своих воспитанников, счёт которых ведётся на многие сотни.
Сегодня его учеников можно встретить в самых разных городах мира – они строят, лечат, преподают, руководят коллективами, занимаются бизнесом. В Париже и Лос-Анджелесе, в Берлине и Тель-Авиве, в Киргизии и Казахстане, в Киеве и Москве, Волгограде и Хабаровске. И, конечно, здесь, в нашей области. Они с благодарностью вспоминают годы, когда рядом с ними шёл по жизни этот яркий и талантливый человек, настоящий Учитель.
[title=»Поздравления» width=»100%»]
Каждый из нас, выпускников 10 «Б» 65-й иркутской школы 1971 года, является обладателем драгоценного и совершенно эксклюзивного опыта школьной жизни. Такого учителя, как у нашего 10 «Б», не было ни у кого.
Обучение и воспитание нашего шумного, неугомонного сообщества стало первым педагогическим экспериментом совсем юного тогда Валерия Матвеевича Степанова. Это был его первый опыт классного руководства.
С тех пор прошло уже почти сорок лет, выросли наши собственные дети и подрастают внуки. И теперь я очень хорошо понимаю, какой счастливый подарок преподнесла нам тогда судьба.
Но в те годы мы не упускали возможности проверить на прочность терпение и выдержку своего молодого классного руководителя – в классе кипела не только потрясающе интересная, полная событий и приключений жизнь, но и нешуточные страсти! Ведь мы были молоды, категоричны и абсолютно уверены в своём праве на его, учителя, личное время, нервы и искреннюю любовь к нам.
И все издержки нашего роста, все наши глупые и порой небезобидные поступки, наши влюблённости и личные драмы, ссоры и первые успехи он принимал под свою полную ответственность. Он всю свою жизнь, всю энергию, всю душу и сердце отдавал нам. Он с нами жил, он был в нас, у него не было отдельной от нас жизни. Нам завидовали все ученики, и не только нашей школы, но и других школ города.
А ещё мы всё время пели – хором, ансамблем, дуэтами, соло… Пели после уроков, за праздничным столом, на концертах художественной самодеятельности, на школьных праздниках, в поездках и походах. Пели и танцевали… Наш класс в полном составе совершенно естественно мог исполнить на школьном балу полонез или кадриль.
А ещё мы читали стихи… Уроки литературы (Валерий Матвеевич – учитель-словесник) превращались часто в поэтические вечера с зажжёнными свечами и романтическим, щемящим чувством прикосновения к чему-то недосягаемо прекрасному!
Чего только не было в нашей школьной жизни! Были и ошибки, набитые шишки, потери, горечь неудач… Но это действительно была Жизнь! Настоящая кипучая жизнь, воспоминания о которой согревают нас по сей день, дают силы и потрясающее чувство единства: где бы мы ни были, куда бы ни занесла нас жизнь, все эти годы в нас живёт это чувство семьи, где все такие родные, понятные и любимые… И Валерий Матвеевич Степанов (теперь уже умудрённый огромным опытом и увенчанный множеством титулов и званий) в этой семье – признанный Глава и Учитель. С юбилеем Вас, дорогой Валерий Матвеевич!
Ольга Тихомирова, руководитель Иркутского общественного благотворительного фонда по реабилитации детей-инвалидов с помощью верховой езды,
Ольга Хасанова, руководитель отдела проектного института,
Ирина Цвигун, зав. кафедрой мировой экономики Байкальского госуниверситета экономики и права, доктор экономических наук, профессор,
Ирина Стерехова, строитель-проектировщик,
Ирина Александрова, сотрудник предприятия «Аэропорт»
***
В 1975 году к нам в Карлукскую школу приехал новый директор, и, как это бывает в подобных случаях, школа «загудела». Новый директор, он же учитель литературы, произвёл особое впечатление. Высокий, интересный, с безупречным вкусом, умным проницательным взглядом, он был похож на артиста, политика или учёного, в общем, на «столичную штучку».
А вскоре мы поймали себя на том, что сидим на уроках литературы, раскрыв рты, ищем в библиотеках поэтов, которые не входят в школьную программу, потому что на пятиминутках в начале урока хочется блеснуть найденным необычным стихотворением. А по субботам на общешкольных линейках прячемся друг за друга, если в чём-то провинились, или, наоборот, гордо взираем на всех, если Валерий Матвеевич похвалит за что-то. Ругать и хвалить он умел необыкновенно.
Нам повезло: в нашем непростом 8 «Б» он стал классным руководителем. Мы прозвали его «шефом», так зовём и до сих пор.
А в школе с его приходом закипела новая жизнь: открылись новые кружки, начались творческие вечера, организовался модный тогда вокально-инструментальный ансамбль, в который вошли в основном ребята из нашего класса. Изменился школьный интерьер, классы и коридоры приобрели современный облик. И мы, дети, учились бережно относиться к различным выставкам и композициям, потому что гордились своей школой.
А чего стоили наши туристические поездки в Москву, Ленинград, Ригу, Одессу… Для нас, деревенских детей, это были сказочные путешествия. Школа стала образцово-показательной – нас снимали на телестудии с концертами, к нам приезжали иностранные гости, и всё это было связано с нашим дорогим «шефом».
Дорогой Валерий Матвеевич! Примите от нас сердечные поздравления с юбилеем! Здоровья Вам на долгие-долгие годы, новых творческих успехов. Мы помним Вас и любим!
Людмила Загвоздина (Попова), Татьяна Тюкавкина, Екатерина Кузнецова, Николай Люси, Татьяна Быкова, Татьяна Еремина, Марина КорЧагина, Валерий Корнев, Владимир Токарев, выпускники 1977 года
***
10 лет я проработал рядом с Валерием Матвеевичем Степановым, создавая инновационную школу, и считаю эти годы самыми плодотворными в своей жизни. Все проекты, начатые в 47-й экспериментальной, стали стартовыми не только в образовании школьников, но и для творчески одарённых педагогов.
Валерий Матвеевич мыслил всегда масштабно и заражал этим всех! Создавая школьное телевидение, он непременно ставил задачи снимать, режиссировать и выпускать документальные фильмы, уровень школьного театра и других творческих коллективов достоин был зарубежных гастролей и международных фестивалей, без участия его учеников не обходилась ни одна школьная олимпиада.
Аттестат 47-й и сегодня является гарантией высокой креативности выпускника. Обо всём, что делалось в 47-й школе в 1990-е годы, было принято говорить «впервые». Школа занимала лидирующие позиции в обновляющемся российском образовании, и по её модели сегодня работают сотни учебных заведений страны. Валерий Матвеевич учил главному – стремлению менять жизнь к лучшему.
Александр РОГАЧЕВСКИЙ, художественный руководитель иркутского ансамбля аутентичной музыки