издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ради жизни, ради молодости

  • Автор: Марина РЫБАК, журналист

Десять лет! Надо же, оказывается, уже десять лет прошло со дня премьеры этой рубрики на страницах старейшей областной газеты. А она не потеряла своей актуальности и остроты, не стала проходным и дежурным листком, докучной агиткой. Не потускнела, не исписалась, не впала в занудливое проповедничество, не утопила читателя развесистыми гроздьями плоских мертворождённых рецептов. «Дурман» по-прежнему кровоточит настоящей, не клюквенной болью, говорит не- удобную, не гримированную правду и бережно, как зыбкую свечу на ветру, хранит и питает целительную надежду, повторяя вновь и вновь: «Пока ты жив – умирать не смей!», «Самая тёмная ночь – перед рассветом!», «Всё в твоих руках!».

Это, конечно, чудесно и удивительно. И, наверное, по-другому и быть не может. Сама центровая тема выпуска не даёт подойти к ней без трепета и сопричастности. Ведь речь идёт о жизни и смерти, об их заклятой вражде, о судьбах людей, которые живут рядом, в твоём городе, может быть, на твоей улице, в твоём доме.

Когда «Восточка» затеяла «Дурман», размеры проблемы казались чудовищными. Масштабы бедствия виделись чуть ли не апокалиптическими. Скорбное лидерство региона по числу наркоманов и ВИЧ-инфицированных на всех просторах огромной страны признать и осмыслить было нелегко. Попросту страшно. На одном из заседаний городской Думы Иркутска, где прозвучали убийственные статистические данные, помню, у меня поднялась температура. Перед мысленным взором с неотвратимой мощью разворачивалась стремительная волна эпидемии, готовая поглотить новые тысячи, десятки тысяч жертв, накрыть могильным холодом целое поколение земляков, опустошить города и веси. Наркотик вставал, распухал и клубился, как ядерный гриб, смертоносный и непобедимый.

В те дни почти никто не верил, что с наркоманией можно и нужно бороться. Родители подрастающих бунтарей холодели ночами от навязчивых страхов. А угасающим от горя матерям, чьи дети попались в сети героиновой зависимости, незадачливые «утешители» говорили: «Ничего не попишешь, надо смириться, это неизлечимо». В успех лечения, чего там греха таить, не верили даже сами врачи-наркологи. А уж народная молва напрочь отметила наркоманов тавром смертников, обречённых зомби, чьи дни сочтены. В море этой чёрной безысходности то тут, то там болотными огоньками вспыхивали рекламные «зазывалки» всевозможных нетрадиционных целителей и экзерсистов, сулящие «стопроцентное» избавление от гибели. За весьма солидное вознаграждение, само собой. Спасая своих заблудших сыновей и дочерей, люди продавали машины, квартиры и в отчаянии оплакивали их, не добившись никакого результата. В этом беспросветном мраке безверия, в мутном потоке дремучего паникёрства и химерических панацей надо было зажечь маяк достоверных научных знаний о страшной болезни, найти и показать примеры успешного сопротивления врагу, предложить реальный, хоть и тернистый, путь исхода из рабства дурмана. Эту титаническую роль и взял на себя одноимённый спецвыпуск заслуженной областной газеты.

Сначала мы тоже не знали ответов на болевые вопросы заявленной тематики. На поиски их журналисты «Дурмана» пошли по всем адресам, где можно было найти хоть какие-то объяснения и прогнозы, «пощупать» хоть какой-то опыт, столкнуть и взвесить разные подходы к явлению и разные концепции реагирования на него. Мы отправлялись к медикам и социологам, психологам и юристам, политикам и религиозным авторитетам, устраивали «круглые столы» и «горячие линии», освещали семинары и конференции, участвовали в митингах, диспутах и ток-шоу. Мы искали встреч с теми, кто вёл неравный бой с наркоманией на передовой, чаще всего без оружия, без надежды на подмогу, даже без моральной поддержки окружающих, – к родителям заражённых юнцов. Мы погружались в живые истерзанные судьбы семей, знакомились с теми, кто искал дорогу к свету, и – о, подарок! – находили таких, кому удалось одолеть болезненную тягу! Нашей задачей было как можно точнее, документальнее рассказать землякам, что наркомания – не приговор, что есть спасённые, ожившие, вернувшиеся к свободе. Что есть центры реабилитации с эффективными, проверенными на практике методиками и впечатляющей статистикой выздоровления, что работают телефоны доверия для экстренной помощи наркоманам и алкоголикам, общества Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов, готовые принять в свой тесный круг новых братьев и сестёр. А самое главное, нужно было через все статьи, репортажи и очерки красной, пылающей нитью провести светоносную истину: выбор всегда остаётся за человеком – капитулировать ему перед неизбежной мучительной смертью или сказать ей: «Нет!». И мы повторяли, из номера в номер, снова и снова, как мантру спасения, как заклинание материнского сердца: «Выбери жизнь!».

Когда я бываю в «Перекрёстке семи дорог» или в центре «Воля», вижу, как окрепли, расцвели, состоялись эти островки трезвости и возрождения, смотрю в ясные, открытые глаза ребят, что здесь обрели второе рождение и теперь, вот уже много лет подряд, помогают освободиться из плена новым парням и девушкам, узнаю, что среди них образуются семьи, рождаются и подрастают счастливые дети, – тогда сердце наполняется невыразимой радостью, верой и гордостью, благодарностью к своей не всегда уважаемой в народе профессии. Отрадно сознавать, что и твоё скромное перо, зазубрившееся от немолчного скрипения по бумаге, твой маленький словесный дар и твоё искреннее репортёрское неравнодушие легли в фундамент этих ошеломительных побед Жизни над Смертью, Любви над Злобой, Света над Тьмой! Спасибо за это «Дурману»! Спасибо и многая лета! Ради жизни, ради молодости, ради свободы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры