издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Энергетики построили собственную железную дорогу

ОАО «Иркутскэнерго» завершает один из крупнейших инвестпроектов. С июля филиал ТЭЦ-10 откроет новую станцию Передаточная и начнёт поставки угля по собственным железнодорожным путям. Их строительство стало своего рода подарком на юбилей станции – в сентябре она отпразднует своё 50-летие. Запуск новой дороги позволит ТЭЦ отказаться от услуг монополиста – ОАО «АУС» и более чем вдвое снизить затраты на транспортировку топлива при подготовке к новому отопительному сезону.

Перед стартом

На новой станции Передаточная, вблизи ТЭЦ-10, почти не видно строителей: основные работы уже завершены. «На этом месте было три заросших железнодорожных пути – можем даже их фотографии показать, – вспоминает директор Виталий Филиппов. – Нам пришлось заново отсыпать земляное полотно, уложить новую шпальную решётку и рельсы Р-65». По его словам, теперь здесь всё новое, даже название станции, которое энергетики придумали сообща. Общая протяжённость вновь построенной дороги составила 9,7 км. Сейчас подрядчик – ООО «СМП-621» заканчивает обустройство территории: занимается освещением станции, достраивает автодороги, испытывает пожарный водопровод и укрепляет мостовые переходы. В готовом здании станции за пультом уже работают дежурные.

Согласно временному разрешению, до 1 июля по новой дороге могут ходить угольные маршруты. По словам заместителя директора ТЭЦ-10 Юрия Кузнецова, 19 июня соберётся комиссия из специалистов ОАО «Иркутскэнерго», инспектирующих органов, представителей Федерального агентства по железнодорожному транспорту и ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Комиссия проверит документацию и фактическое состояние объекта, после чего примет решение о вводе дороги в постоянную эксплуатацию. К этому времени планируется закончить все летние работы по обустройству территории станции. С июля энергетики намерены начать завоз угля на ТЭЦ в рамках подготовки к новому отопительному сезону. Пока станция вырабатывает запасы угля, которые в настоящее время составляют более 120 тысяч тонн. «Так мы обновляем запасы, потому что бурый уголь не хранится больше двух лет – он окисляется и начинает гореть», – пояснил Кузнецов. К октябрю энергетики рассчитывают поставить на склад 300–360 тыс. тонн.

Дороги разошлись

Это первый проект энергетиков по строительству железных дорог за последние 20 лет, рассказал директор по ремонту и капитальному строительству ОАО «Иркутскэнерго» Валерий Юшманов. По его словам, до сих пор компания прокладывала новые пути только в рамках создания самих станций. Вернуться к строительству собственных железных дорог энергетиков заставила ценовая политика ОАО «Ангарское управление строительства» (АУС) – владельца путей, которые использовались ТЭЦ для доставки угля. «Дороги были переданы АУС как генподрядчику строительства АЭХК и ТЭЦ-10 ещё в начале 60-х годов. Позже строители приватизировали пути. Так на территории нашей станции оказались чужие дороги», – рассказал Юрий Кузнецов. Тарифы, установленные АУС на перевозку топлива, не устроили компанию. Получалось, что доставка угля обходилась ТЭЦ-10 в два-три раза дороже, чем другим ТЭЦ, у которых есть собственные подъездные пути.

В 2006 году «Иркутскэнерго» заключило договор на выполнение предпроектных работ, разработало технико-экономическое обоснование и приняло решение о строительстве собственного подъезда. На этой стадии энергетикам пришлось решать вопрос: либо прокладывать железную дорогу в обход существующей, либо выкупать у АУС неиспользуемые пути, которые раньше эксплуатировал Ангарский завод белково-витаминных концентратов.

«Завод развалился – дорога пришла в негодность. И мы, чтобы не делать дополнительный землеотвод, не рубить лес, предложили АУС продать эти пути», – сказал Кузнецов. После продолжительных переговоров энергетикам удалось согласовать сделку. Суммарная длина пути, выкупленного у АУС, составила 8,4 км. Дополнительно энергетики построили железнодорожные пути протяжённостью 5,4 км. «Долго обсуждали стоимость объекта, привлекали независимую оценку, – признался Валерий Юшманов. – В итоге обе стороны остались в выигрыше: АУС получило компенсацию, а мы – возможность снизить затраты на транспортировку угля».

После этого филиал «Иркутскжелдорпроект» ОАО «Росжелдорпроект» приступил к проектированию. Проект был согласован с МЧС, Ростехнадзорм и прошёл государственную экспертизу в профильных подразделениях регионального правительства, отметил Юрий Кузнецов. А уже в марте был выбран в итоге тендера подрядчик – ООО «СМП-621». «Для ускорения темпов мы параллельно выполняли проектирование и строительно-монтажные работы, – говорит Валерий Юшманов. – Замечаний к подрядной организации у нас, по большому счёту, нет». Как сообщил начальник цеха топливоподачи Алексей Батухтин, для обслуживания железнодорожного хозяйства пришлось пригласить и обучить дополнительно 14 сотрудников. В штате оказались, к примеру, бывшие работники РЖД и Усть-Илимского ЛПК.

Эффект снижения

По данным Юшманова, проект строительства железнодорожных путей является одним из самых дорогостоящих в компании со сроком окупаемости шесть лет. «Значительный срок, но для таких внушительных инвестиций это нормально», – отметил директор. Ожидаемый экономический эффект от ликвидации монополиста-перевозчика заключается в снижении затрат на доставку угля. По оценкам компании, стоимость транспортировки упадёт более чем в два раза. «До сих пор подача и уборка тонны топлива обходилась нам в 22,99 рубля плюс 444 рубля за каждый час маневровых работ тепловоза. Теперь общая стоимость доставки угля будет равняться 13 рублям», – рассуждает Кузнецов. Если бы ТЭЦ закупила собственные тепловозы, набрала персонал и отказалась от услуг сторонних организаций по перевозке, то тариф вышел бы ещё ниже – 12,46 рубля. Такие показатели подтверждает опыт ТЭЦ-9, где организованы собственные поставки угля, добавил Батухтин. По его словам, стоимость одного тепловоза составляла 32 млн. рублей. Однако из-за кризиса эту идею пришлось отложить.

Учитывая, что ежесуточно на ТЭЦ поставляется около 14 тыс. тонн угля, потребность в снижении стоимости поставок очевидна. Новые три пути на Передаточной – приёмный, обгонный и отправной – рассчитаны на 3 млн. тонн угля в год. «По итогам отопительного сезона 2007-2008 годов мы сожгли как раз такой объём. Возили три угольных маршрута в день по 65 вагонов, – вспоминает Кузнецов. – В этом году мы используем не более полутора миллионов тонн в связи с падением потребления и высокой загрузкой гидроэлектростанций». Заместитель директора с сожалением вспоминает, как в начале 90-х годов ТЭЦ сжигала до 5 млн. тонн угля в год.

Движение вперёд

[dme:cats/]

Часть работ по проекту ТЭЦ-10 энергетикам пришлось всё же отложить. По словам Батухтина, электрификацию подъездного пути до станции Передаточная не удастся завершить в этом году. На это потребуется ещё около 30–35 млн. рублей, уточнил Кузнецов. Таким образом, угольный маршрут до ТЭЦ сначала будет приходить на станцию Суховская и только затем на Передаточную. После электрификации путь до ТЭЦ станет экономичнее: угольный маршрут будет сразу приходить на Передаточную. «Для нас такой вариант быстрее и дешевле, а железная дорога сможет освободить станцию Суховская от угольных маршрутов», – рассуждает Батухтин. Вероятно, решение о завершении этого этапа будет принято в следующем году, в зависимости от финансового положения компании, резюмировали энергетики.

В «Иркутскэнерго» задумываются о реализации подобных проектов и в других филиалах, поскольку аналогичные проблемы с доставкой топлива существуют и там, полагает Юшманов. Не исключено, что строительство собственных подъездных железнодорожных путей может быть реализовано на ТЭЦ-6 в Братске: станция вынуждена пользоваться путями местного лесопромышленного комплекса. Тем не менее проработанные планы и конкретные решения на этот счёт, по словам Юшманова, пока отсутствуют.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры