Время и небытие
В выставочном зале Иркутского художественного музея открылась международная выставка-инсталляция «Время и небытие». Её участниками являются представители трёх стран – Австрии, Японии и Германии.
Автор проекта и его главный исполнитель Эрвин Кёниг – австрийский художник, поэт, юрист, основатель австрийского союза художников «Центавр», участник многочисленных выставок как на родине, так и за рубежом. Член австрийской комиссии ЮНЕСКО, он много лет работал в Южной Америке. На открытие выставки из Германии приехала Людмила Вольф, германист, фотограф, консультант, которая, кстати, родилась в Иркутске, а с 1980 года живёт и работает в Нюрнберге. Поддерживает работу музея под открытым небом в городе Гофф «Лес щитов», получившего в 2007 году одобрение канцлера ФРГ Ангелы Меркель как проекта по укреплению мира.
Третий участник, вернее участница необычной экспозиции – художница из Японии Ацуко Като, которая, к сожалению, по ряду причин не смогла приехать в Иркутск. Графические работы Ацуко выставлялись во многих странах, в том числе на родине и в Германии. Сегодня она живёт и работает в немецком городе Фюрт, снимает документальные фильмы, вместе со своим мужем скульптором Кунихито Като организует и участвует в культурных мероприятиях по укреплению мира, таких, к примеру, как «День памяти в честь Хиросимы и Нагасаки».
Выставка «Время и небытие» посвящена 365-летию со дня рождения великого поэта Японии Мацуо Басё, подарившего миру искусство поэзии – хайку. На выставке представлена поэзия на трёх языках – русском, немецком и японском, это танка из пяти строк и хайку из трёх.
К примеру:
краса – пустота
лавируя в пространстве,
бесконечная
вновь и вновь источается
многообразием (танка)
Или:
мы звёздная пыль
неизвестно откуда,
быстрые тени (хайку).
Автором представленных стихов является Эрвин Кёниг. Кроме поэзии, выставка-инсталляция объединяет разные виды искусства – изобразительное, искусство каллиграфии, фотографию, дизайн, ремёсла, музыку. Гармония этих видов искусства раскрывает понимание единства взаимоисключающих и одновременно не существующих друг без друга явлений – времени и небытия.
– С мастером Басё, – отметил, выступая на открытии выставки, Эрвин Кёниг, – искусство хайку достигает своего расцвета. Нечто от действительного мира, часто скрытое под покрывалом дневных интересов собственного «я», выражается для него и в шуме дождя, и в зове кукушки, и в благоухании розы или запахе земли. Это познание проникнуто духом дзен-буддизма, изучению которого он посвятил много лет. Чем больше я занимаюсь этой формой поэзии, тем сильнее становится моё желание приблизиться к непостижимому небытию символически, т.е. с помощью искусства.
Нынешняя выставка, по словам Э. Кёнига, создана как произведение искусства в целом… Иркутск выбран авторами как традиционное место встречи западной и восточной культур.
[/dme:i]
[/dme:i]
[/dme:igroup]