Поэзия тихого пейзажа
В Третьяковской галерее рядом со знаменитой картиной Ильи Репина «Иоанн Грозный и сын его Иван» висит портрет, написанный тем же великим мастером. Умное, выразительное лицо. Высокий лоб. Гордая посадка головы. Пристальный, зоркий взгляд. Тонкий орлиный нос. Резкая складка рта. Это – художник Григорий Григорьевич Мясоедов, по инициативе которого было создано знаменитое Товарищество передвижных художественных выставок. Именно он служил Репину моделью для создания образа Ивана Грозного. Новатор в молодости. Консерватор и яростный защитник устоев передвижничества в старости. С характером резким и прямым, но в то же время находчивым и остроумным. Его пейзаж «Лесной ручей. Весна» является настоящим украшением экспозиции Иркутского художественного музея.
Григорий Мясоедов был родом из обедневшей дворянской семьи. Он родился в 1834 г. в селе Паньково Тульской губернии. Род Мясоедовых происходил от Ивана Мясоеда, выходца из Литвы, находившегося на службе у царя Ивана III. Отец мальчика, образованнейший человек, стремился дать сыну разностороннее воспитание.
У Григория рано проявились способности к рисованию. Развитию таланта способствовала учёба в Петербургской академии художеств, куда он поступает в 1858 г. Годы учёбы в академии были временем формирования мировоззрения художника. Там Мясоедов знакомится с прогрессивными людьми того времени – композитором М.П. Мусоргским, критиком В.В. Стасовым, живописцем И. Крамским.
Академическое обучение заканчивается для него созданием картины «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862). Это произведение занимает заметное место в русской исторической живописи того времени. Исторической картине художник придал жанровый характер, он создал живые, ярко характерные типы персонажей. За неё живописец получил Большую золотую медаль и право на шестилетнюю командировку за границу. В Европе Мясо-
едов внимательно знакомится с европейской художественной жизнью.
В 1868 г. художник возвращается на родину. Ему 34 года, он в расцвете сил. Наступает пора творческой зрелости.
После возвращения из-за границы у Мясоедова возникает мысль об организации в России не зависимого от каких-либо официальных учреждений выставочного объединения художников. Живописец разработал идею Товарищества передвижных художественных выставок, стал его идейным вдохновителем. Первая выставка объединения открылась в 1871 г., и почти все высшие достижения исторической и жанровой живописи, портрета и пейзажа XIX в. так или иначе были связаны с товариществом.
Основной темой произведений Мясоедова была крестьянская жизнь («Чтение манифеста 19 февраля 1861 г.», «Засуха», «Косцы»), хотя живописец пробовал силы во многих жанрах. Нелёгкие размышления о народной судьбе и доле нашли своё воплощение в центральном произведении художника «Земство обедает» (1872). Это одно из первых полотен, где прямо и резко показано бесправное положение пореформенного крестьянства, раскрыт антидемократический характер земской реформы 1864 г. Трудная жизнь крестьянской деревни с её нуждой, стихийными бедствиями, нищетой и суевериями нашла в Мясоедове вдумчивого бытописателя.
Мясоедов работал и в историческом жанре («Самосжигатели»), и в жанре портрета. В начале 80-х гг. художник начинает уделять серьёзное внимание пейзажу как самостоятельному жанру.
Зрителю наших дней имя Мясоедова-пейзажиста почти неизвестно, но в своё время его работы в области пейзажа пользовались признанием. Мясоедов считал, что художник, изображая природу, должен исходить из своих непосредственных впечатлений и не злоупотреблять сочинением картины. Живописца особенно увлекало изображение интимных уголков леса, парка, маленьких прудов и ручейков. Значительное место среди них принадлежит видам в окрестностях Полтавы, где около 1980 г. художник приобрёл дом.
Этот период жизни Григория Мясоедова был проникнут печалью и одиночеством. Отсутствие гибкости в характере помешало ему на склоне лет оценить и принять новые веяния в искусстве. От «старой гвардии» передвижников и друзей в живых почти никого не осталось. Из столицы старый мастер уехал в Полтаву в состоянии, близком к душевной болезни, поселился в усадьбе на Павленках, в стареньком доме, окружённом огромным фруктовым садом. Недалеко находился небольшой заросший пруд, с которого неоднократно писались этюды и у которого проводились занятия с молодыми талантами. В природе Мясоедов искал отдохновения от житейской суеты, от грустных, подчас горьких раздумий.
Одна из лучших работ этого периода – «Лесной ручей. Весна» (1890). Под этим названием она экспонировалась на XVIII передвижной выставке и была приобретена основателем Иркутской галереи В.П. Сукачёвым. На полотне изображён один из уголков в полтавской усадьбе Мясоедова. Берега ручья густо заросли деревьями, под которыми царит настроение успокоенности и уюта. Но весенние лучи находят доступ даже в густую чащу, бросая живописные пятна на могучие стволы, листву, отражаясь на поверхности воды. Взгляд зрителя скользит в глубину, где виднеется залитое солнцем пространство. Довольно свободное по живописной манере полотно пронизано бодростью и радостью, свойственными человеку весной. Художнику удалось в прозаическом, обыденном мотиве передать подлинную поэзию, какую-то неуловимую прелесть тихой будничной сельской жизни.
В 1911 г. Григорий Мясоедов умирает в полтавской усадьбе, завещав похоронить себя без религиозных обрядов.
Фото Егора СОБОЛЕВА