Обращение в прах
Тем, кто отдал северному Мамско-Чуйскому району всю свою жизнь и все свои силы, горько быть свидетелями его умирания. По-моему, раньше на севере Иркутской области не было посёлка более уютного и благоустроенного, чем Мама. Да и другие посёлки были по-хозяйски обжиты, обихожены: чувствовалось, что живущие в них люди, главным образом горняки, добывающие стратегически важное для страны сырьё - слюду, не были здесь временщиками. Здесь был их дом. Казалось, этот большой надёжный дом останется нашим детям и внукам.
Сегодня фактически района нет. Конечно, как географическая единица он продолжает существовать; его границы на карте Иркутской области остались прежними. Но жизнь-то ушла. Ранее всем известный комбинат «Мамслюда» остался лишь в памяти таких, как я, ветеранов. Считается, что появившиеся в промышленности новые технологии оттеснили добывавшуюся в нашем районе слюду на задний план. Конечно, против технического прогресса не поспоришь. Но значит ли это, что нужно предавать забвению всё, что было достигнуто раньше? В социальную структуру Мамско-Чуйского района вкладывались немалые народные средства. Как же соглашаться с тем, что фактически они обращаются в прах?
Ещё каких-нибудь 10–15 лет тому назад население района составляло около 30 тысяч человек. Осталось не более 7 тысяч. Остались те, кто душой прикипел к этой земле, кто верно служил ей. Или те, кому просто некуда переезжать. Но ведь они, оставшиеся, пока живы и нуждаются в таком же уважении к себе, как и остальные жители Иркутской области.
Люди, не изменившие району, не могут мириться с его медленной смертью, мучительной и несправедливой.