Какого цвета... пение скрипки?
В галерее современного искусства «Дом художника» открылась очередная выставка работ, представленных в рамках долгосрочного художественного проекта «Семь чудес цвета». На сей раз свои выразительные возможности демонстрирует один из сложных цветов радуги – фиолетовый.
Проект «Семь чудес цвета» уже имеет свою историю. Его автор и вдохновитель – заслуженный художник России Сергей Элоян. Он сформулировал и сумел реализовать оригинальную выставочную концепцию, проверенную на прошедших «Белой», «Жёлтой», «Зелёной», «Синей» выставках. Создавая произведения изобразительного искусства, именно через посредство цвета на холсте художник передаёт зрителю всю гамму эмоций и ощущений. Цвет играет важнейшую роль в сотворении ощутимого образа окружающего мира. Показать, как художник чувствует цвет, как смешивает и создаёт на авторской палитре различные цветовые сочетания, колорит, – одна из задач этого проекта. Очень интересно на выставках проекта рассматривать работы сразу многих известных иркутских художников, каждый из которых по-своему интерпретирует цвет, заданный темой экспозиции. Казалось бы, один зелёный или белый, а сколько нюансов, оттенков, и нет однообразия. Где-то цвет ставит последнюю точку в созданном произведении, где-то вся работа выполнена в одном колорите, где-то именно заданный цвет играет главную роль.
Итак, фиолетовый. Любопытно, как интерпретировал этот цвет такой авторитет, как Василий Кандинский. В своей работе «О духовном в искусстве» он, в частности, замечает: «Как оранжевый цвет возникает путём приближения красного цвета к человеку, так фиолетовый, имеющий в себе склонность удаляться от человека, возникает в результате вытеснения красного синим. Но это красное, лежащее в основе, должно быть холодным, так как тепло красного не допускает смешения с холодом синего (никаким образом), – это верно и в области духовного».
И далее: «Фиолетовый цвет является охлаждённым красным как в физическом, так и в психическом смысле. Он имеет поэтому характер чего-то болезненного, погасшего (угольные шлаки!), несёт в себе что-то печальное. Не случайно этот цвет считается подходящим для платьев старух. Китайцы применяют его для траурных одеяний. Его звучание сходно со звуками английского рожка, свирели и – в своей глубине – с низкими тонами деревянных духовых инструментов (например фагота)».
[/dme:i]
Ох уж эти теоретики! Реальная жизнь, творческая палитра художников, представивших свои работы, вносят весьма существенные коррективы к изыскам Кандинского. Достаточно пройтись по залам галереи, чтобы убедиться в этом. Вот, скажем, работа Татьяны Ларёвой, выполненная в смешанной технике. Сколько веселья, юмора в её «Пивном короле», для которого всё, что кругом, «глубоко фиолетово». Какая уж тут грусть! А сколько экспрессии в работах Эдуарда Урбаханова «Взрыв», Елены Гончаровой «Кошка-бабочка», в работах Юрия Квасова, Сергея Жилина, Геннадия Кузьмина, других. Выставка «Фиолетовый» собрала в экспозиции более сорока художников, как признанных мастеров, так и совсем молодых живописцев, графиков, художников-прикладников.
На открытие экспозиции её организаторы пригласили музыкантов – молодых скрипачей. И не случайно: фиолетовый цвет способен звучать, как свежий, юный, совершенно чистый образ девушки. Этот образ можно легко передать музыкально чистым, ясным пением звуков скрипки. Именно об этом сказал в своём выступлении на открытии экспозиции «Фиолетовый» заслуженный художник России Анатолий Костовский. «То, что в этом зале мы слышим чудесное пение скрипок, добрая находка устроителей, ибо, на мой взгляд, звучание никакого другого музыкального инструмента не способно так гармонично слиться со всеми оттенками фиолетового».
Нынешняя выставка, по мнению посетителей, пожалуй, наиболее удачная в заявленном проекте. Она звучит проникновенно и глубоко.