Российское кольцо
Туроператоры делают ставку на внутренний туризм
Нынешний летний туристический сезон имеет все шансы повторить сезон 1999 года, когда в России произошла значительная переориентация на внутренний туризм. Эксперты не сомневаются, что именно это направление будет одним из самых востребованных и перспективных этим летом. Приятная новость для тех, кто решил отдохнуть в регионе, – цены остались на уровне 2008 года или незначительно увеличились. Но тем, кто решил в этом году не ехать за границу, придётся привыкнуть к совсем другому уровню сервиса.
По данным Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области, в первом квартале 2009 года поток иностранных туристов, приехавших с туристическими и деловыми целями, снизился на 9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, сообщили «Конкуренту» в управлении туризма министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области. В условиях мирового финансового кризиса в регионе создаются условия по стимулированию развития внутреннего туризма, считает начальник управления Ирина Рютина. Большинство туристов сокращают расходы на выезд за рубеж и предпочитают более экономичные недорогие маршруты.
«По моим ощущениям, количество туристов в Иркутской области останется на уровне прежних лет, – считает директор туристической компании «Green Express» Вадим Копылов. – Правда, я не могу сказать, о каком годе идёт речь – о 2008-м или 2007-м». Напомним, в прошлом году турпоток в регион составил 539,9 тыс. человек, что на 9,7% больше, чем в 2007 году. Наш собеседник отмечает, что интерес к России довольно велик, а на руку иностранцам сыграло значительное ослабление рубля. «В целом ожидания нормальные, они подтверждаются уже сделанными заявками на отдых в регионе», – резюмировал эксперт.
Оптимистично настроена и управляющая гостиничным комплексом «Прибайкальская», специализирующимся на приёме корпоративных клиентов, Ирина Урбанович. «У нас уже бронируются места с июня до середины сентября, – отметила она. – Однако спад есть. Он прогнозируемый и в сегменте корпоративного туризма может составить 15%». В целом в Иркутской области наблюдается тенденция уменьшения глубины бронирования объектов, считает начальник отдела продаж компании «Гранд Байкал» Ольга Альшевская: «Если раньше бронирование происходило за месяц, то теперь может и за неделю».
Ирина Урбанович не исключает, что нынешний туристический сезон в регионе будет иметь много общего с сезоном 1999 года, когда произошла значительная переориентация на внутренний туризм. Однако эта тенденция, по мнению экспертов, может иметь и обратную сторону. «Корпоративные мероприятия, которые раньше проводились за границей, скажем, в Египте и на Кипре, перемещаются в Россию. И туркомпании сталкиваются с проблемой, где разместить и как обслужить таких клиентов, привыкших к другому уровню сервиса», – рассказал Вадим Копылов. «Туристы, решившие отдохнуть в этом году в нашей стране, должны быть готовы к тому, что им не смогут предложить в России такой же ассортимент услуг, как за её пределами», – считает Ольга Альшевская.
В условиях кризиса некоторые профессиональные участники рынка предпочли «отыграть» назад стоимость туров, увеличенную накануне высокого сезона. «В итоге сейчас мы имеем небольшую коррекцию: сначала цены автоматом шли на 20% вверх вне зависимости от уровня реально понесённых затрат, – сказал Вадим Копылов. – Сейчас кто-то вернул цены на уровень прошлого года, кто-то их незначительно поднял». Так, у «Green Express» цены остались на прошлогоднем уровне, на объектах «Гранд Байкала» они увеличились на процент инфляции из-за роста стоимости продуктов и электроэнергии.
Эксперты «Конкурента» не исключают, что в связи с кризисом уровень трат туристов в регионе может измениться, однако некоторые статьи расходов останутся прежними. «Отсюда нельзя уехать без сувениров, – считает Вадим Копылов. – Хотя вместо дорогих безделушек будет приобретаться что-то подешевле. Кроме того, на отдыхе люди всегда будут хотеть есть, пить и развлекаться. Нельзя сбрасывать со счетов и тот фактор, что в отпуске туристы расслабляются и уже меньше следят за бюджетом. Они скорее откажут себе в чём-то дома». Между тем в сегменте корпоративного туризма уже зафиксировано снижение затрат. Ирина Урбанович отметила, что бизнесмены теперь заказывают меньше экскурсий и тренингов.
Новинкой нынешнего сезона могут стать бонусы, когда часть услуг, к примеру баня, уже входит в стоимость тура и не оплачивается отдельно. Однако даже такие приятные мелочи, по мнению наших экспертов, не могут оказать влияния на принятие решения об отдыхе в целом. «Либо человек собрался отдыхать, либо нет», – подчеркнул директор «Green Express». Кроме того, в нынешнем сезоне часть игроков может обратить внимание на новый для себя сегмент – эконом-класс.