Образовательный максимум
Местное бизнес-образование уже ощутило экономический кризис на себе: расходы на корпоративное обучение одними из первых попали под сокращение. В вузовском сообществе осознают, что реагировать на кризис нужно, однако пока не совсем понимают, как. Те, кто уже готовится к переменам, предупреждают: революций не будет.
Перемены в мировой финансовой конъюн-ктуре уже коснулись региональной системы бизнес-обучения. «Ощущается резкий спад интереса к корпоративному образованию: сейчас у нас заключено всего два договора, тогда как пять месяцев назад было порядка восьми», – сообщил директор Байкальской международной бизнес-школы (БМБШ) Владимир Саунин.
4 мая он собрал преподавателей бизнес-школы, чтобы обсудить перспективы развития образования на 2009 год, «когда колотить будет, как в 90-х». «Грядёт системный институциональный кризис, который будет сложнее, чем в 1998 году, – считает Саунин. – В соответствии с этим нужно вносить изменения в организацию учёбы, в содержание программы, в порядок использования возможностей интернет-технологий. Пока план не будет свёрстан и публично защищён, никто в отпуск не отправится».
Вместе с тем Саунин заявил об открытии в этом году первой в России международной магистерской программы. Для этого пять преподавателей БМБШ сейчас проходят процедуру аккредитации Мэрилендского университета. Открытие этой программы «даже удачно» совпало с кризисом, считает Саунин. «Сейчас мы завершаем набор пилотной группы и в сентябре запускаем проект, – сказал он. – Думаю, в Иркутске и сейчас найдутся люди, которым это интересно и которые будут способны за это заплатить».
В БМБШ считают, что кризис должен повлиять на повышение мотивации учащихся к образованию. «У наших студентов совершенно разная мотивация к учёбе: одни сюда идут ради престижа, потому что здесь самая высокая в Иркутске плата за обучение, а другие – за знаниями, – привёл пример Саунин. – Есть студент, чей папа – очень состоятельный и известный в Иркутске человек, но парень пашет, как вол. Есть девица, которую привозят на «Крузере», и охранники полдня ждут, пока она доучится».
Актуализацией бизнес-образования в кризисный период озаботились и в БГУЭП. По словам менеджера учебного процесса МВА университета Натальи Паскевской, сейчас «дополнительно к основной программе во время обучения рассматриваются вопросы, как грамотно поступать в сложных экономических условиях». Однако кардинально кризис на подходах к учёбе не отразится. «Новых направлений мы в этом году открывать не планируем, состав преподавателей также вряд ли слишком изменится. Доля приглашённых специалистов останется та же», – сообщила менеджер по связям с общественностью Анастасия Беликова.
Так что, несмотря на мрачные экономические прогнозы, региональную систему бизнес-образования вряд ли ждут резкие перемены. По мнению Владимира Саунина, на осмысление изменений внешней среды требуется время, поэтому из тех бизнес-технологий, которые сейчас используются, ничего враз не уйдёт. «Революций не будет. В послекризисный период мы будем наблюдать отмирание прежде оправдывающих себя бизнес-технологий и появление новых. Кто быстрее овладеет последними, тот будет в выигрыше», – отметил он.
Что в бизнес-образовании не изменится точно, по крайней мере в сторону уменьшения, – это цена обучения. Будет происходить индексация в пределах инфляции, обещают в вузах. «Дешевле не будет», – предупреждает и глава Байкальской бизнес-школы. Там оплата будет зависеть от уровня девальвации.
Факультеты региональных университетов, где преподают экономические, управленческие и маркетинговые специальности, хотя и «не бизнес-образование в чистом виде, но работают на то, что называется «бизнес», – уверен проректор по учебной работе БГУЭП Владимир Левченко. По его словам, он «ещё не занимался прогнозами изменений подходов к обучению на этих специальностях».
Если перемены и коснутся студентов этих факультетов, вероятно, они будут вноситься в учебный план уже в течение следующего учебного года. Пока в вузах затрудняются озвучить конкретные модификации подходов к обучению в связи с кризисом. «Мы вуз ведомственный и следим за антикризисными мерами, которые разрабатывает наш основной работодатель – РЖД», – сообщил проректор по учебной работе Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС) Виктор Макаров. Как эти меры отражаются на учебном процессе, он не уточнил. Также не нашли, что ответить на вопрос о влиянии кризиса на систему обучения, и в Сибирской академии экономики, права и управления.
В вузовском сообществе объясняют, что образование – это консервативная система, и в периоды перемен сложно определиться, что действительно ценно, а от чего стоит
избавляться. Сейчас существует госстандарт, утверждённый Министерством образования в 2000 году, по которому университеты обязаны обучать магистров менеджменту. Девять лет прошло, страна изменилась, бизнес изменился, кризис произошёл – а стандарты существуют. «Консерватизм образования – мировая тенденция, – констатирует Саунин. – Когда начали внедрять информационные технологии, последний, кто сопротивлялся публично и находил этому научные обоснования, был Гарвард. Но спустя некоторое время и этот университет стал активно инвестировать в IT».
Тем не менее, по мнению Саунина, преподаватели должны реагировать на изменения среды быстрее системы. «У российских учителей сложилось традиционное отношение к реформам: зачем что-то менять, если мне и так мало платят? На базе этого люди придумывают искусственные ценности: мол, я кандидат наук, и поэтому у меня зарплата выше. Но ты же не коньяк, чтобы с возрастом дороже становиться. Предложи что-то новое, востребованное бизнесом, а не только госстандартом, – я буду платить больше. Сегодня «вилка» в оплате за учебный час в БМБШ колеблется от 250 рублей до 250 евро. Например, сам я по внутреннему рейтингу БМБШ нахожусь на 15 месте по уровню зарплаты – значит, 14 человек делают в образовательном процессе больше, чем я», – сказал он.
Особенно важна актуальность подходов к обучению у преподавателей, работающих со взрослыми. «Взрослые люди не будут терпеть некомпетентного педагога, который вместо того, чтобы обучать их новому, рассказывает о своих прошлых заслугах», – сказал один из собеседников «Конкурента». По его мнению, сейчас начинается тенденция по слиянию бизнес-образования и консалтинга – самыми популярными и востребованными преподавателями у бизнесменов станут те, кто занимается консультацией бизнеса профессионально. Эксперт убеждён: преподаватель никогда не сможет обучить универсальному алгоритму действий по зарабатыванию денег – ученик с его помощью должен научиться создавать модели получения прибыли в новой реальности.