издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не сезон долгов

«Ломбард – это как туалет: о нём все должны знать – вдруг приспичит», – считают работники этих заведений. Клиенты ломбардов – это не только маргинальные личности, но и «политики, крупные бизнесмены, налоговики, милиционеры». Имён в ломбардах не называют даже «не для печати» – профессиональная этика. Однако когда видишь на стоянке заложенные «Мерседесы», становится ясно, что далеко не все клиенты приходят сдать «последние штаны». Для некоторых услуги ломбарда – это та статья расходов, на которой в кризис можно сэкономить.

«Практика постоянного пользования услугами ломбардов – сродни игромании, людей это затягивает», – считает директор ООО «Авто маклер» Александр Павловский. Месячный оборот в его фирме – 1,5 млн. рублей при том, что через ломбард за это время проходит примерно 20–25 клиентов. Человек шесть – постоянные. «Есть такие, с которыми даже не надо договоров заключать, мы уже друг друга хорошо знаем, – рассказал Павловский. – Был у нас один клиент на новой «Тойоте-Камри» – он её заложит, через месяц выкупит, а на следующий день опять заложит. Ходил чётко, как часы, восемь месяцев подряд. 13 числа каждого месяца приносил по 48 тысяч. Потом получил кредит в банке, выкупил надолго. Но, чувствую, скоро снова придёт».

Условия займа

Клиенты иркутских ломбардов делят эти заведения на две категории: фирмы, в которых можно получить до 50 тыс. рублей, и компании, где суммы возможных кредитов зашкаливают за миллион. Последних в городе не больше трёх, утверждают они. А всего число ломбардов перевалило за 60.

Сумма, на которую может рассчитывать клиент ломбарда, зависит от стоимости залога. В иркутских занимают деньги в размере от 30% до 70% от стоимости имущества, которая, естественно, определяется кредитором. «Например, если машина стоит полмиллиона, максимум, на что можно рассчитывать, – это 300 тысяч рублей», – посчитал Александр Павловский.

Чем дороже залоги принимает ломбард, тем большую сумму он способен выдать. Так, директор ломбарда «Бартоломеу», где залогом являются в основном «ювелирные изделия, видео- и аудиотехника и норковые шапки», Жанна Гавенко рассказала, что фирма чаще всего выдаёт суммы по 500, 3000, 5000 рублей. В ломбарде «Витас», кроме ювелирных украшений, драгоценного меха  и бытовой техники, «редко» принимают и автомобили, сказала приёмщик Анна Иванова. В этом заведении клиенту можно рассчитывать от силы на 50 тыс. рублей. В ООО «Авто маклер», специализирующемся на кредитовании под залог иномарок, вспоминают, что самая большая сумма, которая была выдана клиенту, – это 1 млн. 300 тыс. рублей. Заёмщику пришлось заложить Porsche Cayenne.

Процентные ставки ломбардов либеральными назвать сложно, хотя сейчас их владельцам приходится демпинговать – слишком много появляется новых участников рынка. С начала года в Иркутске открылось, по разным оценкам, 15–20 ломбардов. «Ставки меняются постоянно, в зависимости от конкуренции. Буквально вчера они составляли у нас 12% в месяц, а сегодня – уже 10%, – сказал Александр Павловский. – Теперь клиент, который берёт у нас сто тысяч, должен отдавать каждый месяц по десять тысяч».

В городе есть ломбарды, выдающие кредит под 15, 18 и 20% в месяц. Хотя чаще всего заёмщик отдаёт фирме больше, чем занимал, люди не перестают пользоваться услугами ломбардов. По словам Павловского, если в 2007 году через них проходило до пяти человек в месяц, то сейчас фирму посещают человек 25 ежемесячно.

Срок займа формально ограничивается десятью днями, месяцем или годом, однако на деле может длиться столько, сколько времени клиент готов продлевать его, внося платежи. «Хоть десять лет продляйте, главное – проценты платите», – резонно заметила Оксана Гавенко. «Вон «Тойота» у нас на стоянке с августа стоит. Клиент каждый месяц вносит по 30 тысяч рублей. А брал всего 250. Всё на что-то надеется», – рассказал Павловский. В среднем, говорят работники ломбардов, у них одалживают деньги на срок от двадцати дней до трёх месяцев. Как сообщили в фирме «Витас», продляют срок возврата долгов около 70% клиентов.

Есть и такие клиенты, кто занимает на один день. «Когда люди берут ипотечные кредиты, им для того, чтобы получить согласие от банка, необходимо показать возможность внесения определённого процента от стоимости квартиры, – объяснил Александр Павловский. – Поэтому бывает, что клиент сегодня приехал,  машину сдал – деньги взял, а завтра уже забрал, вернув сумму и заплатив проценты». Проценты, кстати, всё равно приходится платить за минимальный срок, предусмотренный кредитором.

Просрочки у ломбардов бывают во много раз чаще, чем в банках, однако собственной службы безопасности у фирм-кредиторов нет. Зато есть ежедневные пени в размере двух процентов от суммы займа. О времени, в течение которого кредитор ждёт, а сумма штрафа растёт, с клиентом договариваются заранее. «По закону ожидать возврата долга надо в течение месяца, но можно предложить человеку, чтобы просрочка в пять дней уже считалась невыполнением обязательств. Если он не подпишет такого договора – можем и залог не принять», – поделилась профессиональными секретами Жанна Гавенко. Сотрудники ломбарда «Витас» так же считают, что просрочка, которую люди ещё в состоянии оплатить, – пять дней. «Дальше ожидать бессмысленно», – уверены там.

Обычно ломбард ждёт максимум неделю, а потом уведомляет клиента о том, что его имущество будет реализовано. По словам директора «Авто маклера», 75% залогов в итоге остаётся в ломбарде. В «Бартоломеу» реализуется около 40% имущества должников.

«Нам удобнее, чтобы клиенты продавали своё имущество. Самим заниматься этим неохота уже. Поначалу ставили авто на барахолку, а сейчас, если вы заложили машину и не смогли выплатить нам деньги, предлагаем: найдите покупателя, рассчитайтесь с нами, а то, что сверху, можете себе забрать», – рассказал Александр Павловский. Но в большинстве ломбардов продажей имущества занимаются сами сотрудники. «Вещь, которую хозяин нам оставил за долги, мы выводим на торги и прямо здесь реализуем», – сказала Жанна Гавенко.

В ломбард за покупкой

Ломбардные товары более чем вполовину дешевле магазинских. Например, если стоимость грамма золота в салоне равна 1700–2000 рублей, то в ломбарде при продаже он будет оценён в 700–800 рублей, прикинула Анна Иванова. Александр Павловский, усаживаясь в обтянутый белой кожей салон BMW-530, признался, что тоже выкупил его в своей фирме. «Обошёлся мне на 500 тысяч дешевле. То есть я сто тысяч заплатил», – рассказал бизнесмен. Обычным клиентам ломбарда такая машина, конечно, встала бы в 400 тыс. рублей, однако это всё равно на 200 тыс. меньше, чем её рыночная стоимость.

Все опрошенные «Конкурентом» люди скептически относятся к таким покупкам. «Слово «ломбард» вспоминают не от хорошей жизни. Поэтому вещи, которые там находятся, несчастные, что ли. Несут на себе отрицательную карму», – считает одна из наших собеседниц. Тем не менее покупатели заложенных вещей всегда находятся. «У нас есть те, кто постоянно покупает машины. Периодически звонят, интересуются новым поступлением. Вон наш клиент поехал», – сказал Александр Павловский, указывая на чёрный «Мерседес».

«Я в студенчестве несколько раз приобретал что-то в ломбарде», – рассказал менеджер нефтяной компании. Владелец интернет-портала признался, что «пару раз» отоваривался в ломбарде, но «впечатление отвратное». «Мало того, что сам ломбард похож на притон, так ещё и качество ниже плинтуса. Даже если товар новый и в упаковке, то на нём буквально написано, что его только что спёрли из какой-нибудь хаты», – считает он. Сотрудники ломбардов и сами не всегда в восторге от качества своих товаров: «Обычно остаются старые невостребованные украшения, редко что-то более-менее приличное сдают», – сказала Жанна Гавенко. Впрочем, Павловский указал на новенький «Мерседес-240» Е класса, стоящий на стоянке его ломбарда, и заметил, что также «старается не принимать отечественных авто».

Предложение в силе

Вопреки бытующему мнению, что кризис отправил людей в ломбарды, их сотрудники признаются, что клиентов больше не стало. «Вот все говорят: кризис, ломбарды по уши в клиентах, – но такого на самом деле нет, –  сказала Жанна Гавенко. – К тому же чуть меньше стали выкупать заложенное имущество». С ней согласна Анна Иванова, по её словам, экономическое положение в стране  не повлияло на количество клиентов. «Народ как стоял, так и стоит, только продажи упали», – сообщили в ломбарде «Освал».

По мнению Александра Павловского, «увеличение количества клиентов – это сезонное явление, на которое кризис мало влияет». Как поясняют в ломбардах, «сезон» наступает после Нового года, перед 8 Марта, по возвращении людей из отпусков. «Раньше ещё люди в казино и автоматы проигрывались и к нам, чтобы расплатиться, обращались, а сейчас казино позакрывались, и, например, человек, который прежде давал деньги под три процента в день, теперь сам закладывает своё имущество нам – на его ставки уже нет клиентов. Вот это кризис», – завершил разговор с «Конкурентом» владелец одного из ломбардов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры