издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Градус возмущения растёт

Количество акций протеста, прошедших в регионе, возросло с 8 в феврале до 18 в марте, свидетельствуют данные министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области. Ведомством был проведён опрос, согласно которому свыше 20% жителей региона готовы участвовать в митингах. В профсоюзах области предупреждают, что не могут успокоить население: на акции протеста настроены не сотрудники подконтрольных им организаций, а работники, не имеющие отношения к профсоюзам.

По состоянию на 1 апреля задолженность по выплате заработной платы составила 230,8 млн. рублей перед 15995 работниками Иркутской области и по сравнению с началом года возросла в 2,36 раза. Жалованье работников бюджетной сферы и ежемесячные денежные выплаты и пособия слабозащищённым слоям населения, которые продолжают выплачиваться, проиндексированы не были,  несмотря на инфляцию (2008 год – 14,9%, три месяца 2009 года – ещё 5%). Представители профсоюзов предупреждают, что градус возмущения населения стремительно растёт.

Работники ОАО «Дорожная служба Иркутской области», где заработную плату не выплачивали в течение пяти месяцев, 15 апреля первый раз публично заявили о своём недовольстве. «Люди вначале предлагали организовать забастовку, но потом всё миром решили. Мы провели пикет, в котором участвовали 280 человек, – сообщил председатель Иркутской областной организации Общероссийского профсоюза работников автомобильного и транспортного дорожного хозяйства Юрий Алексеев. – В результате людям выплатили жалованье за ноябрь, декабрь, январь и февраль». Однако регион по-прежнему остался должен дорожной службе 92 млн. рублей за выполнение работ. «С такой бюджетной политикой мы сейчас героически разрушим дорожную отрасль, а потом, как всегда, героически будем её восстанавливать», – предостерегла председатель профкома ОАО «Дорожная служба Иркутской области» Ирина Соболевская.

Участники демонстрации уже заслужили порицание властей. «Дорожная служба будет функционировать, но в другом виде: необходимо добиться, чтобы работники не занимались нелегальной продажей топлива, чтобы на одного начальника не приходилось всего четыре сотрудника, – заявил первый заместитель председателя правительства Иркутской области Сергей Сокол. – А если у кого-то возникнет желание выйти на улицу с требованиями, нужно задуматься, не является ли он игрушкой в чужих руках». По словам Алексеева, сейчас ведомство проверяют на случаи реализации топлива на сторону, и пока рано говорить о выводах. «По слухам, один работник признался, что он действительно продавал топливо, потому что ему нужно было семью кормить. Чести ему это, конечно, не делает, как, впрочем, и региональной власти, поставившей людей в такую ситуацию», – заключил Юрий Алексеев.

Основная проблема предприятий природно-ресурсного комплекса – это отсутствие работы. «Недропользователи прерывают договоры с нашими организациями, бюджетных заказов нет, и, кажется, всё идёт к развалу отрасли, – предостерёг председатель Восточно-Сибирской территориальной организации Общероссийского профсоюза работников природно-ресурсного комплекса Герман Ларичев. – Сейчас закончился зимний сезон работ и люди ушли в отпуска, однако на лето пока ничего не предвидится. Если работы не будет, начнутся массовые сокращения».

[/dme:i]

Ларичев сравнил нынешнюю ситуацию в отрасли с обстановкой времён начала 90-х годов, «когда совсем не было ни работы, ни финансирования». По его словам, тогда последний раз геологи проводили массовые акции протеста. Однако сейчас до демонстраций не дойдёт, уверен он. «Мы зависим от недропользователей, которым нет дела до наших акций, и протесты только ухудшат ситуацию, – сказал Герман Ларичев. – Начнём шуметь – работодатели заключат договор со специалистами из Новосибирска, Тюмени, Татарстана,  их сейчас полно в области. Так что лучше пытаться договориться».  

Председатель Иркутской областной организации профсоюза работников госучреждений и предприятий общественного обслуживания Людмила Зарубина настроена гораздо резче коллег. «1 Мая на демонстрации к нам присоединятся «единороссы», и нам обидно: партия, которая довела людей до такого состояния, будет идти рядом. Её региональные лидеры говорят нам: «Давайте подождем ещё немного, успокойте народ», – а мы были бы согласны ждать, если бы эти люди получали такую же зарплату, которую платят «народу». По словам Зарубиной, самая тяжёлая ситуация с выплатой жалованья в учреждениях социальной направленности. «Конечно, я должна защищать и интересы управленческих структур, но оттуда жалоб о снижении зарплат не поступало».

Жалобы в коллективе работников здравоохранения появились после того, как решением министерства финансов региона до 75% были сокращены лимиты на оплату труда работникам бюджетных организаций и безвозмездные перечисления местным бюджетам, связанные с выплатой зарплаты, рассказала председатель областной организации профсоюза работников здравоохранения Светлана Никифорова. «Были убраны выплаты за интенсивность труда, совмещение нескольких ставок, – пояснила она. – При том, что практически все вакансии свободны, приём на работу сильно ограничен и сотрудникам зачастую приходится выполнять обязанности своего несуществующего коллеги, оплачивается это минимально». По словам Зарубиной, «в документе минфина была прописана оговорка, что работодатель может попытаться отстоять права сотрудников на жалованье в полном объёме, но на деле руководителям говорили: либо сокращай зарплаты, либо увольняйся».

По данным Иркутскстата за февраль, средняя зарплата в отрасли составляла 12642 рубля. «Сейчас это максимум 10 тыс. рублей», – заявила Светлана Никифорова. «Я уже не говорю, что лимит бюджетного содержания на питание и медикаменты в больницах урезан до 45–60%», – заметила она.

Впрочем, по её словам, особых протестных настроений в среде здравоохранения нет. «На кухнях, люди, конечно, проблемы обсуждают, но на публику не выносят, – отметила Никифорова. – Медики – народ терпеливый и к низкому жалованию привыкли, главное – чтобы его не задерживали».

[dme:cats/]

Город, где митингами и демонстрациями уже никого не удивишь, – Байкальск. Сейчас размер задолженности по зарплате работникам Байкальского ЦБК составляет 63 млн. рублей, сообщил председатель профсоюза БЦБК Александр Шендрик. «Эта сумма постоянно увеличивается, по нашим прикидкам, к 10 мая она составит уже 80 млн. рублей», – сказал он. Сотрудники предприятия кроме финансовых сталкиваются ещё и с бюрократическими проблемами, отметил Александр Шендрик. «В соцзащите для оказания помощи с людей требуют справки о доходах, что, мне кажется, неуместно в данной ситуации, – и в итоге получение денег затягивается минимум на месяц», – пожаловался он. По его словам, вызывает возмущение то, что чиновники из соцзащиты, приходя к работникам комбината, удивляются, например, что дома у них пластиковые окна, и ставят это людям в укор: «Какая вам помощь нужна, у вас же евроремонт». «Конечно, раньше люди могли себе позволить благоустраивать квартиру, потому что жалованье у них было 19 тысяч в месяц. Но сейчас-то этого нет», – сказал Шендрик.  

Руководитель управления социально-трудовых отношений областной организации профсоюзов области Анна Ершова говорит, что обстановка среди работников компаний, где есть профсоюзы, напряжённая, но люди достаточно сдержанны и на баррикады в большинстве своём не собираются. «Гораздо больше беспокоит настроение тех, в чьих организациях нет профсоюзов, – сказал она. – Мы за их поведение отвечать не можем». Между тем именно такими людьми были проведены все 18 акций протеста, прошедших в области в марте.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры