Плата за власть
Минфин намерен отстранять мэров от управления бюджетами
В ситуации цугцванга оказались муниципалитеты Иркутской области. Какой бы финансовый ход они ни предприняли, расклад будет только ухудшаться. Областные лимиты по заработной плате составляют всего 72%, а региональный минфин жёстко требует ликвидировать кредиторку, которая накоплена в 12 из 42 территорий региона. Это неудивительно – в некоторых районах зарплата съедает не менее 80% местного бюджета. Однако «Серый дом» требует «кормить» бюджетников на все 100%. Там, где мэры отказываются это делать, будет введён внешний финансовый контроль, заявил минфин. Опрошенные «Конкурентом» мэры уже смирились с ролью «кассовых аппаратов» для армии бюджетников.
В Иркутской области, похоже, могут возникнуть проблемы с исполнением президентского «наказа» беречь бюджетников в кризис. Если в среднем по России доля социально значимых расходов в структуре бюджетов составляет 7%, то в нашем регионе – почти в три раза больше, сообщила временно замещающая должность министра финансов Иркутской области Татьяна Поронова на парламентских слушаниях.
Слушания были посвящены теме сбалансированности местных бюджетов. При этом регион имеет четвёртое место в СФО по доле собственных доходов в бюджете. Выше строчкой – Красноярский край, Новосибирск, Кемерово. Однако социалка в регионе сумела «съесть» всё. По данным на 1 января 2009 года, Кемеровская и Иркутская области имеют самые высокие объёмы госдолга в СФО – 11,5 млрд. рублей и 12,8 млрд. рублей соответственно. В Красноярске – только 1 млрд. рублей. Впрочем, Татьяна Поронова поспешила обрадовать коллег. За последние месяцы регионы СФО сумели набрать кредитов и средний уровень госдолга в бюджетах Сибири вырос с 10 до 25% от объёмов консолидированных бюджетов. В Приангарье и того выше – 27%.
По прогнозам, консолидированный бюджет Иркутской области будет несбалансирован на 11,3 млрд. рублей. В этой сумме 9 млрд. рублей – недополученные доходы, ещё около 3,3 млрд. рублей – дополнительные расходы, пока не учтённые в областной казне. Причём, со слов Татьяны Пороновой, на областной бюджет из общей суммы придётся около 9,7 млрд. рублей. И всего 600 млн. рублей не получат местные бюджеты. Чиновники «Серого дома» сразу сделали вывод, как выразилась Татьяна Поронова, «кому на Руси жить хорошо». Оказалось – муниципалитетам.
Тем не менее 12 из 42 территорий Иркутской области имеют кредиторскую задолженность по зарплате бюджетникам. «И благодаря им сегодня мы выпали из возможности получения трёхлетнего федерального кредита», – заявила Татьяна Поронова. Чиновница сообщила, что общая сумма кредиторской задолженности по всем видам расходов консолидированного бюджета составляет 6,9 млрд. рублей. Причём 5 млрд. приходится на территории. С начала года муниципалитеты уже сумели увеличить долги на 800 млн. рублей. «И не стоит ссылаться на то, что регион забрал с территорий налоги, – заметила Поронова. – Когда нормативы находились на местах, кредиторка не снижалась». В Саянске долги уже превысили 14% местного бюджета, в Шелехове – 29%.
Муниципалитеты ещё и прячут свои долги. Сумма непогашенных обязательств (различные кредиты) перевалила уже за 900 млн. рублей. Продвинутые территории способны обслуживать 76% долга, провальные – 18%, заявила глава Контрольно-счётной палаты Иркутской области Ирина Морохоева.
Сами мэры уверены: они в безвыходной ситуации. Какой бы ход они ни предприняли – будет только хуже. По данным КСП, доля зарплаты в консолидированных местных бюджетах составляет от 48% до 72%. На местах называют ещё более высокие цифры. Мэр Жигаловского района Георгий Зарукин сообщил «Конкуренту», что зарплата съедает около 80% районного бюджета. Это означает, что местная казна стала «кассой» для выдачи зарплаты. «Серый дом» не скрывает, что лимиты по зарплате бюджетникам доведены только до 72%. Это означает, что даже без учёта коммунальных платежей оставшихся в муниципалитете средств не хватит на жалованье всем бюджетникам. О развитии территорий можно забыть. Сами мэры в беседе с «Конкурентом» говорили: им даны негласные инструкции – в первую очередь зарплата, а потом расчёты с кредиторами. В том числе и с поставщиками коммунальных услуг.
В минувший понедельник региональный минфин устроил показательную экзекуцию мэру Тайшетского района Анатолию Зелезинскому. «По Тайшетскому району мы имеем полное отсутствие управления муниципальными финансами, – заявил заместитель председателя правительства Александр Ведерников. – Это абсолютный лидер области по кредиторской задолженности, несмотря на то что по доходам район находится в золотой середине». Вина тайшетского мэра оказалась в том, что, имея кредиторку в 16 млн. рублей, Зелезинский допустил 26 млн. рублей «прочих расходов». Сам мэр называет собственный бюджет «провальным». Доходы от ВСЖД упали в районной казне до 6%. В прошлом году на территории района были остановлены две крупные стройки – Тайшетского алюминиевого завода и второй очереди нефтетерминала. Из 165 млн. рублей районного бюджета собственные доходы – только 36,8 млн. рублей. 103,8 млн. рублей идут на зарплату.
Первый заместитель председателя правительства Иркутской области Сергей Сокол заметил, что 1 марта на счетах района после выплаты зарплаты был обнаружен остаток средств в сумме 30,5 млн. рублей. «Почему они не ушли на зарплату?» – поинтересовался вице-премьер. «Это целевые деньги, – заявил Анатолий Зелезинский. – Собственных средств на счетах было 1 марта только 3,5 млн. рублей. Всё остальное – «целёвка». Я не мог их тратить на заработную плату». Социалка сейчас съедает 83,2% районного бюджета. Фактически на чистые «прочие расходы» остаётся не более 5,2 млн. рублей, сказал мэр.
На прямой вопрос мэров «Мы не должны финансировать все статьи бюджета, которые не касаются зарплаты?» в минфине отвечают: «Оплачивать нужно все. Но вы сегодня не мэры, вы – кризисные управляющие. Думайте». «Неужели ваш финансовый орган не мог посоветовать вам или вы сами не могли додуматься, – говорит заместитель председателя правительства Александр Моисеев. – Вы должны были попросить: может быть, вы мне разрешите такие-то платежи повременить, а приоритетом сделать заработную плату?». «Фактически мы их толкаем на нецелёвку, но писать об этом не надо», – пояснил позже «Конкуренту» один из высокопоставленных чиновников «Серого дома».
После случая с Анатолием Зелезинским мэры опасаются жаловаться журналистам. Как заявил «Конкуренту» мэр Зиминского городского МО Николай Пенюшкин, в городе «на 100%» нет кредиторки по зарплате. «Мы полностью выполняем распоряжение минфина по направлению 51% всех получаемых доходов на жалованье», – сообщил он. «Да какие там поощрения? – заявил Георгий Зарукин. – Зарплата – это наш долг, который мы обязаны исполнять, иначе штраф». Однако мэры лукавят. Они гасят первую статью, а кредиторка по второй растёт. И, к примеру, Георгий Зарукин суммы по второй назвать отказался. Его коллега по Усть-Кутскому району Владимир Сенин был более откровенен и сообщил, что долг вместе со старыми платежами составляет не менее 60 млн. рублей. По данным КСП, неучтённые расходы бюджетов составляют не менее 10 млрд. рублей (для сравнения: в 2008 году – 5 млрд. рублей). Минфин отказывается говорить на любые темы, связанные с передачей налоговой базы на уровень муниципалитетов. Предложение областного парламента отдать на местный уровень 100% нормативов по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, вызвало негативную реакцию. «Когда область имеет такой серьёзный государственный долг, ломать систему межбюджетных отношений категорически нельзя», – отметила Татьяна Поронова.
Минфин решил действовать по-другому. На заседании правительства недвусмысленно было заявлено: если глава территории не намерен идти навстречу «Серому дому», то в муниципалитете возможно введение внешнего финансового контроля. Сергей Сокол заметил, что Анатолий Зелезинский уже получил «последнее китайское предупреждение». И не исключено, что скоро этот «привет от минфина» услышат и другие мэры.