Маргарита Шиверских: Мы создаём атмосферу для творцов
В сентябре факультет бизнеса и менеджмента Байкальской международной бизнес-школы Иркутского государственного университета отметит первую круглую дату – десять лет. О том, как кризис отразился на бизнес-образовании, о вузовской реформе и новых проектах декан факультета Маргарита Шиверских рассказала в интервью НАТАЛЬЕ ГАВРИЛОВОЙ.
«Для того чтобы уловить тренды экономики, нужны гуру»
– Как экономический кризис отразился на услугах бизнес-образования? Какие программы сейчас оказались наиболее востребованными?
– Сейчас пока рано говорить о том, как кризис отразился на наборе. Набор идёт. Он обычно завершался где-то в октябре, но теперь мы вынуждены сократить его сроки до 25 августа. В этом году набор на второе высшее образование объявлен профильным министерством последним и дата чётко обозначена. Во всех вузах второе высшее образование упраздняется в связи с переходом на двухступенчатую, двухуровневую систему образования, предполагающую подготовку бакалавров и магистров. Соответственно, ранние сроки завершения набора в этом году ставят нас в более жёсткие условия: обычно взрослые люди летом отдыхают, бизнесмены – тем более. Поэтому мы уже сейчас начали рекламную кампанию. И я бы не сказала, что кризис заставил наших потенциальных абитуриентов затаиться и залечь на дно. Показательно то, что параллельно начались также звонки от людей, которые интересуются программой МВА, создающей задел для построения стратегии как для компании, так и для себя лично. Думаю, что основной упор мы как раз сделаем на МВА. Программа называется «Стратегическое управление компанией». Она будет интересна как раз тем людям, которые сознают, что после кризиса победит тот, кто сейчас предпримет усилия для понимания того, какие кондиции могут сформироваться в бизнес-среде. Для того чтобы научиться улавливать тренды, нужны гуру, аналитики, профессиональные консультанты. В программе МВА преподаёт профессура мирового уровня. Она как раз и является маяком для тех, кто готов научиться улавливать мировые тренды, используя их на локальном уровне.
– Можно уже сейчас назвать имена приглашённых профессоров?
– Филонович Сергей Ростиславович, профессор Высшей школы экономики, – он читает у нас организационное поведение. Константинов Геннадий Николаевич, который сам себя называет иркутским профессором, потому что его корни здесь. Годин Владимир Викторович, читает у нас «Управление информационными системами», директор Института информационных систем и проректор Государ-ственного университета управления. Конечно, Леонид Иванович Евенко, президент Российской ассоциации бизнес-образования. Олег Михайлович Крылов, который ведёт у нас курс внешнеэкономической деятельности. Татарченко Олег Владимирович из Высшей школы экономики. Морыженков Владимир Алексеевич из Государственного университета управления, который работает в сфере управления рисками. Вот основные наши компаньоны, которые наполняют иркутскую программу МВА особым содержанием. В целом наша бизнес-школа ориентирована на поддержание долгосрочных профессиональных партнёрских отношений. И нашим конкурентным преимуществом как раз является то, что в программе работает команда профессоров ведущих бизнес-школ, которые уже в течение трёх лет подряд преподают в Иркутске одним и тем же составом. Причём в Москве в таком сочетании не собираются – там они конкуренты, их бизнес-школы соперничают друг с другом. А здесь никакие корпоративные интересы не мешают их совместному творчеству.
Особенность нашей школы в том, что мы создаём инфраструктуру для творцов, атмо-сферу, когда они могут самые смелые идеи реализовать. Примеров тому много. Взять хотя бы тренинг «Стратегия лидерства», частью которого стал переход по льду через Байкал. Или курс «Стратегическое мышление». Их ни в одной бизнес-школе нет. И новые знания, которые здесь создаются, отличают нашу программу МВА от любой другой. Она стала своеобразной творческой мастерской, площадкой для самореализации талантливых людей, которые приезжают сюда не за деньгами. Они создают новый интеллектуальный продукт, им это интересно. Кроме того, это люди с именами, они своим имиджем дорожат.
Творческая кухня бизнес-школы
– Что обеспечивает их творческую кухню?
– Обычно, когда рассказывают про программы бизнес-школ, говорят о преподавателях. Они носители уникального знания, это правда. Но за кадром остаётся, на мой взгляд, не менее важная составляющая – инфраструктура, люди, которые создают им возможность творческой работы. Те, кто обеспечивает техническую поддержку, связанную с информационными технологиями: библиотекари, выискивающие самые последние книжные новинки, администраторы программы, способные за считанные минуты подготовить кейс для слушателей, который преподаватель ещё в начале лекции и не планировал раздавать, а именно в этой аудитории он оказался бы очень полезным. Те люди, которые любят свою работу, которые живут ею. Это заряжает какой-то особой энергетикой, создаёт атмосферу поддержки и заинтересованности, и наши профессора готовы давать больше, потому что они видят: любая пришедшая идея может здесь же осуществиться.
– Какое продолжение получит проект «Ледовый переход»? Действительно ли вы собираетесь развивать его как эксклюзивный продукт?
– Совершенно верно. Для того чтобы это организовать, есть практически всё: интерес, опыт, преподаватели, отработанные условия соревнований. В нынешнем году мы планируем пригласить на эти менеджерские соревнования 120 человек. Надеюсь, что там будут представлены и команды зарубежных бизнес-школ. До конца года мы будем встречаться с представителями бизнес-школ в Москве через Российскую ассоциацию бизнес-образования (РАБО), в Лондоне – через Американскую ассоциацию программ МВА (АМВА), в Словении – через Ассоциацию развития менеджмента Центральной и Восточной Европы (CEEMAN). Не сомневаюсь, что этот проект их заинтересует.
Переход на магистратуру
– Что изменится уже в следующем наборе для взрослых слушателей? Какова готовность к переходу на двухуровневое образование?
– Реформа высшего образования не потребует от нас серьёзных изменений в подходах. Всегда особенностью факультета было то, что мы учили людей, уже имеющих высшее образование, у которых есть опыт, навыки управления. Им необходимо просто отшлифовать знания, соединить практику с теорией, чтобы вывести свой бизнес на качественно новый уровень. Это как раз отражение идеи болонского процесса, разделяющего образование на два уровня. На первом уровне – бакалавриат, то есть получение базовой теоретической подготовки. После этого предполагается, что люди хотя бы пару лет должны поработать, а уже потом прийти на вторую ступень – в магистратуру. Мы фактически к переходу на магистратуру готовы. Программа свёрстана, обсуждена и утверждена учёным советом. Через год мы начнём её реализовывать. Это будет программа магистратуры – преемница нашей программы второго высшего образования. Ну а программа МВА – это уже высший уровень подготовки для менеджеров высшего звена.
Есть ещё одно направление, которое мы, безусловно, будем развивать. Это работа с корпоративными клиентами по созданию программ под интересы конкретных компаний. Семинары, короткие программы по переподготовке вы найдёте в меню любого вуза. Но мы придерживаемся такой позиции: набрать разных людей, как сборную солянку, – значит давать какие-то общеупотребительные, усреднённые знания. Какой интерес людям из торговли и машиностроения вместе обсуждать маркетинговые проблемы, когда у них рынки, клиенты, интересы совершенно разные? Поэтому мы идём совсем другим путём, благодаря которому у нас сложились многолетние связи с крупными и средними компаниями. Мы им предлагаем: давайте вместе разберёмся и поймём, чего вы хотите от обучения, и под вас, под ваши задачи сделаем программу; определим, кто из компании должен в ней учиться. Такого сорта «именные» программы уже второй год реализуем с Байкальским банком Сбербанка РФ. Связи с «Саянскхимпластом», Иркутским авиационным заводом – филиалом корпорации «Иркут», «Иркутскэнерго» имеют куда большую историю. Подобные программы создаём и под задачи среднего бизнеса. В числе наших партнёров – компании «Труд», «Радиан», «САВА», «Структура», «Энерпред», «Формула развития», «Евродизайн» и другие. Они хотят свой персонал целенаправленно готовить на решение конкретных задач.
– Последнее время на что ориентируют, чего хотят компании?
– Раньше спрос был на подготовку менеджеров среднего звена, которые осваивали управленческие технологии, чтобы и с подчинёнными, и с руководством разговаривать на одном языке. Их учили основам бюджетирования, технологиям управления персоналом, частично маркетингу. В последнее время возрос спрос на обучение топ-менеджмента. Это вполне объяснимо. В кризисной ситуации, когда всё меняется, теряются ориентиры в бизнесе, тем, кто задаёт стратегию, нужно понимать, куда двигаться. Поэтому практически все последние корпоративные программы реализованы для первых лиц компаний, их замов, руководителей ведущих направлений. Мы провели серию стратегических сессий для компаний, на которых определяются приоритетные задачи и становится понятно, каких именно знаний не хватает для их осуществления.
«Нам есть что развивать»
– Посредством чего вам удаётся отстроиться от конкурентов, работая, на первый взгляд, по стандартным программам?
– В президентской программе, которую мы уже 11 лет реализуем, два года назад произошли кардинальные изменения. Изначально это была профессиональная переподготовка специалистов среднего звена, где обсуждались общие направления менеджмента. А два года назад вузам предоставили возможность изменить формат, вернее, выбрать: реализовывать программу в традиционном виде (базовый формат В) или в новом, проектно ориентированном варианте (продвинутый формат А). Мы разработали принципиально новую программу, позволяющую готовить людей под конкретные проекты. Она так и стала называться – «Проектное управление в условиях экономики знаний». Компании направляют к нам на обучение сотрудника или группу из двух-трёх человек и заранее формулируют тему проекта, который должен запуститься на этом предприятии. Их обучение построено таким образом, что слушатели поэтапно разрабатывают и готовят эти проекты к реализации.
Из программы заочного обучения для взрослых, которую мы открыли в 1996 году, в своё время возникла идея дистанционного обучения. Мы не видели смысла в преподавании по принципу: пригласить слушателей на недельную сессию, а потом распрощаться на полгода, в течение которых всё благополучно забывается. Решили, что заочное обучение, как и все программы нашей бизнес-школы, должно быть качественным. Была поставлена задача организовать коммуникации с преподавателями и между слушателями в промежутки между сессиями. У нас есть лаборатория информационных технологий во главе с профессором Галиной Сергеевной Курганской. Был разработан программный продукт, который представляет собой электронную оболочку и позволяет преподавателям создавать учебные материалы, студентам – получать к ним доступ и между собой коммуницировать, тут же готовить групповые проекты. Так мы не давали забыть то, что было на сессии, к тому же преподаватели получили возможность постоянно проверять, как студенты продвигаются в предмете. Стало понятно, что мы попали в точку. Система запатентована под названием «ГЕКАДЕМ» и сейчас используется во всех программах бизнес-школы, в некоторых других вузах.
Мы убедились, что это отличный инструмент, позволяющий людям формировать общее информационное поле. У слушателей есть общий ресурс для курса, куда они могут писать что угодно. И это закладывает не только рабочие, но и личные контакты. Приучает быстро обмениваться информацией. А когда учатся взрослые люди, они быстро становятся партнёрами, клиентами и заказчиками друг друга. Поэтому связи продолжаются и по окончании бизнес-школы. И первая просьба при расставании, когда получают диплом, – не отключайте нас от ГЕКАДЕМ.
– Понимаю, что такие продукты, как ГЕКАДЕМ, за год не создают, тем не менее какие направления обещают перерасти в нечто подобное?
– Думаю, что ключевым продуктом останутся программы на основе информационных технологий. Если вы посмотрите ГЕКАДЕМ 2000 года, то увидите, что он отличается от версии 2009-го, как букварь и энциклопедия. Нам есть что здесь развивать. Когда в президентской программе мы начали реализовывать проектный подход, в ГЕКАДЕМ появилась новая подсистема, специально предназначенная для выполнения групповых проектов. Сейчас есть даже отдельное пространство – together.ru, которое позволяет сообща работать над любыми проектами.
Отдельное направление – новации сотрудничества с другими бизнес-школами, в том числе с зарубежными. Мы это планируем развивать и в рамках коротких проектов типа «Ледового перехода», и через создание совместных программ – магистратура с зарубежными партнёрами. Это одно из стратегических направлений нашей бизнес-школы.