издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Программы-максимум

В Иркутскую область поступили первые федеральные транши на реализацию двух программ по улучшению ситуации с занятостью населения. Сумма – 946 млн. рублей. Всего регион получит не менее 190 млн. рублей на снижение напряжённости на рынке труда и более 1,8 млрд. рублей на содействие занятости. Региональные власти оперируют «магическим заклинанием» – общественные работы. А вот работодатели не спешат брать к себе безработных даже с федеральной доплатой. «Своим сотрудникам платить нечего», – заявляют они.

На общественные нужды

В этом году регион должен получить субсидию в размере 1,87 млн. рублей – на поддержку людей, уже оказавшихся без работы (программа содействия занятости населения области на 2008–2010 годы). Плюсом идёт субвенция в сумме 190 млн. рублей. Эти деньги предназначены для людей, находящихся под риском увольнения (программа дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда). Из бюджета региона в рамках этой программы будет выделено ещё 10,3 млн. рублей. Этих денег должно хватить, чтобы найти занятие 130–140 тыс. людей и выплатить пособие по безработице 130 тыс. безработным.

В Иркутскую область наконец-то пришли 870 млн. рублей субвенций и 76 млн. рублей субсидий, однако теперь регион не знает, как их потратить. Хотя трудовую ситуацию в Приангарье оптимистичной не назовёшь. По данным областной службы занятости  населения (СЗН) на 17 апреля, в регионе уже 38,9 тыс. жителей остались без работы. По сравнению с началом года цифра увеличилась на 57%, а уровень зарегистрированной безработицы вырос с 1,8% до 2,9% от числа экономически активного населения. «Ежедневно к ним прибавляется по 800–900 человек», – отметила начальник отдела специальных программ СЗН Людмила Минеева. Всего с января по апрель по вопросу трудоустройства в СЗН обратились 63 тысячи граждан, что в два раза больше, чем за аналогичный период 2008-го. К 17 апреля 540 организаций сообщили СЗН, что готовы расстаться с 15,2 тысячи работников. Это на 72% превышает показатели начала года.

По данным специалистов СЗН, больше всего работников высвобождается в отраслях по производству целлюлозы и древесной массы (Байкальский ЦБК, группа «Илим», Братск), деревообработки («Усть-Илимский ЛДЗ», «Илим-Братск ЛДЗ») и химической промышленности («Усольехимпром», «Восточно-Сибирский комбинат биотехнологий»).

Большую часть федеральных денег предполагается потратить на организацию общественных работ для уже уволенных людей и граждан, которые могут быть сокращены, – всего таких 15,6 тысячи. Заключать договоры можно уже сегодня, однако у СЗН возникла проблема с работодателями: те не видят выгоды в сотрудничестве со службой. Например, в Иркутске, где необходимо найти временное занятие 667 безработным, устроено только 167 человек. «Безработных не хотят к себе брать, объясняя это тем, что и своим сотрудникам платить нечего, – рассказала руководитель центра занятости (ЦЗН) Иркутска Вера Татарникова. – Хотя работодатель мог бы практиковать временное замещение, например, заболевшего сотрудника». По её словам, людей, оставшихся без места работы, необходимо трудоустраивать как можно скорее, потому что человек быстро привыкает к безделью, живя на пособие. Срок выплаты пособия по безработице – год, за это время люди теряют квалификацию и оказываются неконкурентоспособными.

Не особо интересуются организацией общественных работ и руководители компаний, чьи сотрудники находятся под риском увольнения. Хотя для работодателей выгодно участвовать в таком проекте, уверяет Вера Татарникова. «Во многих организациях люди в целях экономии фонда зарплаты заняты неполный рабочий день. Такие сотрудники могли бы участвовать в общественных работах и получать за это деньги в размере 4758 рублей в месяц уже из ЦЗН», – приводит пример она. Однако пока, по словам Татарниковой, в Иркутске не заключено ни одного подобного договора.

Между тем этот проект уже успел вызвать недовольство общественности. По мнению заместителя председателя Иркутского областного объединения организаций профсоюзов Валерия Лукина, общественные работы нужно преимуществено проводить на территории населённых пунктов, а коммерческие структуры должны заботиться о себе за счёт собственных средств. «Грех не воспользоваться возможностью с помощью федеральных денег привести в порядок регион», – считает он.

По потребностям

На деньги обеих программ также организуются стажировки и опережающее профобучение. Обучать жителей области собираются тому, чему они сами по большей части учиться не хотят. Среди специальностей, фигурирующих в списке проекта по профессиональному обучению работников, находящихся под риском увольнения, чаще всего встречаются сварщики, бетонщики, арматурщики, каменщики. Из нетехнических специальностей выделяются овощевод, парикмахер, повар. В областной службе занятости населения парируют, что направление на обучение – это добровольная мера, которая учитывает потребности рынка труда и запросы работодателей. Всего планируется обучить более 20,8 тыс. человек и ещё 528 отправить на стажировку. Как признаётся Вера Татарникова, пока служба направила на обучение и повышение квалификации 250 человек. «Престиж рабочих профессий упал, и сложно найти желающих овладеть ими», – заявила она.   

Тем, кто ещё работает, программа дополнительных мер даст шанс подготовиться к «массовым увольнениям» заранее, путём опережающего обучения. Правда, людям придётся учиться деятельности, зачастую прямо противоположной той, которой они занимались раньше. Например, среди 80 электрогазосварщиков, резчиков по металлу, слесарей и уборщиков производственных помещений, которые могут уйти с ОАО «Восточно-Сибирский машиностроительный завод», часть могут стать пользователями ПК. Мелким чиновникам городской администрации могут предложить красить ногти. А именно: превратиться в мастеров маникюра, педикюра и ногтевого дизайна. А то и в массажистов. Ещё 36 массажистами вместо 34 медсестёр и двух инструкторов ЛФК предполагается обеспечить курорт «Ангара». «Несколько странное решение, ведь на этом предприятии просто нет необходимости в таком количестве массажистов», – прокомментировал ситуацию Валерий Лукин. Также у него вызывает удивление то, что в ЗАО «Иркутскэнергоремонт» два экономиста могут стать «станочниками деревообрабатывающих станков и оборудования», а в ООО «Ликёроводочный завод «Байкальский кедр» восемь бухгалтеров – столярами. Впрочем, у региональных властей иное видение проблемы. Заместитель председателя правительства Иркутской области Александр Моисеев считает, что «когда будете хотеть есть, пойдёте туда, где кусок хлеба покажут. Голод не тётка».

Деловое предложение

700 безработных счастливчиков могут получить по 70 тыс. 760 рублей. На организацию бизнеса, гласит программа. Эта статья расходов очень заинтересовала во время думских слушаний даже иркутских депутатов. «Это что, мы все можем уволиться, написать бизнес-планы, и нам по 70 тысяч дадут?» – пошутил председатель Думы Иркутска Андрей Лабыгин. В СЗН уточняют, что бизнес-планы участников программы рассмотрит специальная экспертная комиссия и только авторы утверждённых проектов получат деньги.

Раньше народных избранников возможностью открыть собственное дело заинтересовались жители Слюдянского района. По данным местного ЦЗН, уровень безработицы там уже достиг 10%, а в Байкальске дорос до 16%, что превышает прогноз Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Начальник отдела по трудоустройству ЦЗН Слюдянского района Елена Копцева рассказала, что как минимум десять человек, половина из которых бывшие работники Байкальского комбината, собираются заниматься, например, ремонтом компьютеров или оказанием услуг такси. В центрах занятости соглашаются, что идеи не отличаются оригинальностью, однако подчёркивают: «Мы не ждём неповторимых идей, мы ждём жизненных предложений».

550 безработным службы занятости готовы помочь переехать, если те не найдут работу на месте. Рабочему мигранту можно рассчитывать на 57 тыс. рублей – в эту сумму входят суточные, стоимость проезда и оплата первого времени проживания. По словам директора ЦЗН Тайшета Галины Рысаковой, из этой местности, где уровень безработицы зафиксирован на отметке 3,4%, трое уже собрались ехать на строительство железной дороги в сторону Улан-Удэ и Абакана. В Ангарском МО, согласно программе дополнительных мер, должны собрать вещи 29 человек, один из них отправится в Краснодарский край на ОАО «Завод нефтемаш». Из Братска переедут 60 жителей, некоторые – в Красноярский край на ООО «Соврудник». А вот иркутянам пока хорошо в областном центре. Ста тысяч рублей, наверное, хватило бы на переезд в сельскую местность семьи из двух человек , но, по словам Веры Татарниковой, никто пока не стремится сменить душный город на село.

Между тем области необходимо скорее осваивать федеральные деньги. «Если мы не найдём, куда потратить средства, выделенные нам в рамках программ из федерального центра, они пойдут на другие нужды областного бюджета», – предостерегла Вера Татарникова. Сколько будет в остатке этого года, столько же область недополучит в следующем.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры