издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Приангарье – Монголия: истоки сотрудничества

  • Автор: Геннадий ФЁДОРОВ

Минувшей зимой в Иркутске прошли переговоры между правительственными делегациями России и Монголии. Главной темой встречи было сотрудничество в области сельского хозяйства. Высокие гости и губернатор Иркутской области Игорь Есиповский отмечали большую значимость переговоров на иркутской земле. Но, разделяя надежды на улучшение и укрепление торгово-экономических связей, было бы нелишним вспомнить, как они формировались и развивались в не столь далёкие времена.

В 70-80-е годы прошлого века, когда особенно активно развивались дружеские отношения между СССР и Монголией, в ходу были различные шутки и остроты. Но шутки шутками, а с наступлением лета чуть ли не круглые сутки шли по Тункинской долине скотовозы из соседней страны. Была сформирована специальная автоколонна, она базировалась в Култуке. Там же, в посёлке, что расположен на берегу Байкала, функционировал  мясоперерабатывающий завод, который работал и на импортном сырье. Конечно, дружеские отношения возникли не на ровном месте. История сотрудничества своими корнями уходит в «седую древность».  

Ещё с 1689 года  взаимоотношения между двумя странами регулировались Нерчинским договором, однако через два года соседнее государство теряет свою независимость и подпадает под владычество китайской династии Цинь. Теперь отношения русских и монголов регулировались российско-китайскими правовыми актами. Но, как часто бывает в жизни, указ императора для простого люда не указ. Как утверждают историки, несмотря на многочисленные запреты, между двумя народами, что жили по соседству, сохранялись и развивались тесные связи, шла мелкая торговля.

Сложился торговый караванный путь, проходивший через Кяхту. Исследователи связывают появление его с деятельностью Екатерины II. Это была часть Великого Чайного пути, который имел конечной целью континентальный Китай. Некоторые источники сообщают, что «в правлении Екатерины II была построена Хамар-Дабанская дорога от Иркутска до Кяхты, называемая также монгольским трактом», а непосредственно на нашей территории находилась Комарская дорога (Комар – это предгорья Хамар-Дабана, которые выходят к посёлку Култук). В 1830-е годы через Малый Хамар-Дабан в Иркутск шли караваны кяхтинского купца Н. Игумнова, отчего в то время дорога называлась «игумновским трактом». От того периода сохранились не только некоторые названия мест, но и остатки укреплений в виде ряжей, устоев. На подходе к метеостанции есть Казачья поляна. Ни к красным казакам, ни к белым она отношения не имеет. Согласно устной молве, там останавливались караваны скота, направляемые в Сибирь для ветеринарного осмотра. А сама по себе стоянка была солидной.

Несмотря на подневольное положение Монголии, которая освободилась от владычества Цинской династии только в 1911 году, товарооборот между нашими странами с 1860 по 1900 год вырос в 80 раз. Начиная с 1908 года только через западную и северную границу Монголии в Россию ежегодно поставлялось в среднем 340 тысяч голов скота, а в 1911 году Россия закупила 1,1 миллиона голов.

Новый импульс экономическим взаимоотношениям придало изменение  государственного строя в обеих странах. В 30-е годы прошлого века при активной помощи СССР закладываются основы промышленности в соседнем государстве. В 50-е заканчивается переустройство в аграрном секторе Монголии. Там появляется свыше 250 сельскохозяйственных объединений, около полусотни госхозов и т.д. По примеру северного соседа в Монголии  развёртываются масштабные работы по освоению целины. Наша страна оказывала большую материально-техническую поддержку, выделяла немало тракторов, отправляла своих специалистов, делилась опытом.  Это и способствовало созданию у соседей новой отрасли – земледелия. Как отмечал  на заседании «круглого стола» в Иркутске премьер-министр Монголии г-н Баяр, урожаи тогда были столь значительными, что пришлось даже на стадионах ссыпать хлеб и перелопачивать, дабы сохранить от порчи. Страна из импортёра зерна превратилась в экспортёра.

С 1985 по 1989 год республика добивается самых высоких темпов роста валового общественного продукта и произведённого национального дохода среди стран социалистического содружества. Наблюдается демографический взрыв. Коэффициент естественного прироста населения, отражающий превышение рождаемости над смертностью в расчёте на 1000 человек, составлял в тот период 27,3–27,5. Для сравнения: на Кубе и в СССР этот коэффициент был равен 8–11, а в других соцстранах ситуация была намного хуже. В некоторых из них этот коэффициент имел даже минусовой знак.

Читатель вправе спросить: «Хорошо, мы их кредитовали, технику и машины отдавали, а что взамен?». А взамен получали многое. Мы имели друзей, дружественный народ, страну, которая в случае чего готова была протянуть руку помощи. В годы Великой Отечественной войны Монголия ежегодно поставляла в нашу страну в среднем более 140 тысяч голов крупного рогатого скота, около миллиона овец, 170 тысяч штук шкур крупного рогатого скота, получая от нас нефтепродукты, чай, муку, материю, одежду.  После окончания войны наши взаимоотношения углублялись и расширялись. В 1982-1983 годах в нашу страну поступило 43 тысячи тонн мяса и мясопродуктов из братской республики, примерно такое же количество мяса свежемороженого. Прибавьте сюда ещё завоз скота (крупного рогатого, мелкого, мясных лошадей) на десятки  миллионов рублей. Иркутские гурманы считали большой удачей приобретение такого мяса в каком-нибудь магазине.

К сожалению, в последние годы ситуация изменилась. И вот везём мы в Сибирь говядину из Бразилии, Аргентины, стран Евросоюза. Свежая  или охлаждённая говядина доставлялась к нам из Германии, Дании, Польши. А мороженым мясом кто только не пытался накормить: Украина, Ирландия, Италия, Испания… На долю соседней Монголии приходилось в первом полугодии 2002 года всего 5%. Вы представляете, из-за моря-океана, через всю Европу, через европейскую часть России и пол-Сибири везут к нам мороженое или перемороженное мясо. Оно зачастую только для промышленной переработки предназначено, а в розничную торговлю его нельзя пускать. А имеем под боком такого «мясного соседа». Как заявил в ходе встречи монгольский премьер, всего полторы тысячи тонн мяса в год поступает из его страны на Иркутский мясокомбинат. Ещё более грустная ситуация складывается с импортом баранины и козлятины.

Для Монголии предыдущие годы были тоже непростыми. Там вступили на путь приватизации, отказались от коллективных форм ведения сельского хозяйства. По словам премьер-министра, страна дожила до того, что 75% зерна импортировала. Произошли серьёзные изменения в торговых отношениях между нашими странами.

Между тем Монголия производит в настоящее время 170,4 тысячи тонн мяса, а на экспорт в Китай, Россию, Корею, Японию и другие страны отправляет менее 13%. То есть объёмы торговли важнейшей сельскохозяйственной продукцией резко сократились при сохранении производства почти в тех же объёмах. Древнейшая отрасль – скотоводство – вообще оказалась в непростом положении. Ориентируясь на более высокие доходы от реализации, и прежде всего от экспорта пуха коз, тут взялись за массовое их выращивание. Проблема в том, что козы не просто съедают всю растительность, они и корни вырывают. Поголовье коз выросло с 4,3 миллиона голов до 18,3 миллиона. И потому премьер-министр с большой тревогой говорил о судьбе монгольских пастбищ. Им, очевидно, грозит полная деградация, в результате многие животноводы оказались в двойном проигрыше. Они теряют пастбища и одновременно доходы, поскольку цена на пух на мировом рынке упала почти вдвое.

Правда, сейчас развёртывается кампания  «Целина-2», то есть распашка заброшенных земель. Она даёт свои результаты. В минувшем году удалось наполовину обеспечить себя своим продовольственным зерном. Ставится задача выйти на уровень полного самообеспечения в 2010 году. Ясно, что  восстановление и развитие земледелия может придать хороший импульс животноводству.

Во время встреч с высокими гостями журналисты интересовались вопросами поставок монгольского мяса в Приангарье. Стороны признали обоюдную заинтересованность в том, чтобы объёмы поставок этой продукции в Россию, и особенно в приграничные регионы, возрастали. Для этого надо решить ряд ветеринарных проблем. Есть надежда, что на иркутских прилавках мы скоро увидим вкусную монгольскую продукцию. Приангарье и Монголия, кстати, намерены развивать сотрудничество не только в торговле. Во время встречи шла речь об инвестициях, реализации совместных проектов, подготовке кадров для агропромышленного комплекса Монголии. И, безусловно, решать новые проблемы, вызванные международным кризисом, будет легче в «одной упряжке».   

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры