Защитнику нужна защита?
Последняя сессия Законодательного Собрания завершилась событием, которое случается всего раз в год: уполномоченный по правам человека в Иркутской области Иван Зелент представил депутатам свой ежегодный доклад.
Начать надо с того, что пост иркутского омбудсмена (так уполномоченного по правам человека называют во всём мире) вообще какой-то несчастливый. Хотя соответствующий закон об учреждении этой должности был принят ещё 26 октября 2006 года, утверждение Ивана Зелента состоялось только 31 мая 2007 года. Бывший спикер Законодательного Собрания первого созыва стал победителем в нелёгкой схватке между председателем комиссии по правам человека при губернаторе Геннадием Хороших (его кандидатуру продвигал губернатор Александр Тишанин) и заместителем председателя областного совета профсоюзов Валерием Лукиным (его выдвигала группа из 28 депутатов).
Кандидатура Ивана Зелента возникла после трёх туров голосований, когда стало ясно, что ни одна из уже предложенных не пройдёт ни при каких обстоятельствах. Отработав всего десять месяцев, в марте 2008 года Иван Зелент представил депутатам третьего созыва и общественности свой первый доклад, который, судя по тексту второго, остался незамеченным не только упомянутыми в нём нарушителями прав человека и гражданина, но и потенциальными клиентами уполномоченного.
Со вторым докладом произошло досадное недоразумение: поскольку областное правительство не выделило средств на его публикацию, ознакомиться с ним смогли только депутаты, причём уже во время сессии. К финансовым трудностям и недоброжелательному отношению органов власти Ивану Зеленту не привыкать: администрация Александра Тишанина довольно долго не давала ему ни приличного рабочего кабинета, ни оргтехники, так что публикация первого доклада тоже сопровождалась жалобами.
Однако на этот раз жалоба была такая, что отговориться одними только техническими накладками правительству и аппарату губернатора будет трудно: на протяжении десяти месяцев уполномоченный по правам человека не может встретиться с губернатором Иркутской области, несмотря на неоднократные просьбы и обращения. Помощь, которая требуется общему заступнику всех униженных и оскорблённых, настолько сложна и объёмна, что Иван Зелент в своём выступлении на сессии особо подчеркнул: нет смысла пытаться решить возникающие вопросы с кем-либо, кроме высшего должностного лица области. Депутаты тоже могут и должны внести собственную лепту – разумеется, в виде правовых актов, которые позволили бы на региональном уровне ввести работу уполномоченного, его отношения с правоохранительными органами и органами исполнения наказаний в чёткие правовые рамки. Пока удаётся обходиться отдельными соглашениями, заключёнными омбудсменом и ГУВД, прокуратурой и так далее, но рано или поздно потребуется рычаг, которым можно будет привести систему в действие.
Оснований для беспокойства у Ивана Зелента более чем достаточно. В 2008 году количество обращений к нему граждан неуклонно возрастало, и в среднем обращений и заявлений было ежемесячно на 17 процентов больше, чем в 2007 году. Большинство заявлений касалось проблемы соблюдения гражданских политических прав, права на труд и на вознаграждение за него, права на благоприятную экологическую обстановку, на жилище и качественные услуги жилищно-коммунального хозяйства, права на социальное и пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание.
Несколько примеров из каждой группы Иван Зелент привёл во время выступления перед депутатами. Так, например, грубейшим нарушением всех гражданских прав было названо задержание жителя Иркутска Владимира Кулиша за несколько минут до начала митинга и шествия 9 мая 2008 года. Сотрудники милиции задержали Кулиша, который шёл по улице один с самодельным плакатом, и продержали его в РОВД на протяжении нескольких часов. Активист движения против «точечной застройки» Ульянов был убит недалеко от собственного дома, следствие не дало результатов, хотя многие единомышленники Ульянова связывают нападение с его общественной деятельностью.
Проблема «точечной застройки» в областном центре обострилась настолько, что ей был посвящён отдельный доклад, который уполномоченный разослал депутатам в электронном виде.
Неразрешённым и даже неразрешимым в принципе назвал Иван Зелент известную многим ситуацию с нарушением прав так называемых «выехавших северян», которые уже много лет не могут получить квартиры взамен сданных государству. Продолжают появляться жалобы на действия или бездействие правоохранительных органов при расследовании деятельности «финансовых пирамид» – спустя три дня после выступления Ивана Зелента группа таких «обманутых вкладчиков» рассказывала о своём печальном опыте на очередном митинге в сквере имени Кирова.
По мнению Ивана Зелента, проблема с нарушением прав граждан усугубляется двумя основными факторами. Первый – в Иркутской области слишком много чиновников: 16,5 тысячи федеральных, 6,7 тысячи областных и 12,5 тысячи муниципальных, что позволяет любому из них уйти от ответственности и переложить решение на чужие плечи либо заволокитить решение вопроса. Если прибавить к этим чиновникам ещё и тысячи работников правоохранительных органов, то станет понятно, что ни о какой персональной ответственности за принятое решение речь не идёт. Тем не менее как только гражданин обращается в любую инстанцию за защитой своих прав, тут же возникает вторая проблема – цеховая солидарность чиновников. Ошибки и нарушения копятся как снежный ком, возникает эффект «круговой поруки»: рядовому чиновнику и даже высокопоставленному должностному лицу проще отказать просителю, чем признать, что все предыдущие участники рассмотрения жалобы ошибались. А ведь речь в некоторых случаях идёт в прямом смысле слова о жизни и смерти заявителя.
По окончании доклада депутаты задали уполномоченному главный вопрос, возникающий при первом знакомстве с любой структурой: а какова эффективность работы, её коэффициент полезного действия? Если учитывать, что из-за отсутствия полноценного финансирования Иван Зелент совмещал несколько должностей (уполномоченного, руководителя аппарата уполномоченного, завхоза и так далее), то стыдиться ему нечего: из 1200 обращений 82 были решены одним только его вмешательством, а ещё более 600 – при его участии. К сожалению, необходимость в работе уполномоченного не только сохраняется, но и неуклонно возрастает: эпоха экономического кризиса, невыплаты заработной платы и массовых увольнений выдвигает на первое место нарушение права на труд и его достойную оплату.
Депутаты сделали с докладом то единственное, на что имеют право по закону: приняли к сведению. Следующий шаг – за губернатором и правительством, ведь в соответствии с законом доклад должен быть опубликован.