издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Музыка сибирского фарфора

«И чист, как снег, и ярок, как цветок» – под таким поэтическим названием проходит выставка сибирского фарфора, развёрнутая в роскошном, только что отреставрированном особняке в Музее-усадьбе им. В. Сукачёва. И действительно, экспонаты, представленные на витринах, и веселят, и ласкают взгляд.

Это и работы известной сибирской мастерицы Раисы Алёшиной с её несравненными шедеврами – блюдами «Подснежники», «Марьины цветы», набором чайной посуды «Русские мотивы», творения других умельцев – вазы, шкатулки, декоративно-художественные изделия. Гордостью областного художественного музея, конечно же, является продукция бывшей фабрики Ивана Перевалова, известной нам как Хайтинский фарфоровый завод. Сервиз «Еловая шишка» (1890-е годы), который можно увидеть на выставке, является своеобразной визитной карточкой фабрики. Уникальны и неповторимы по своим художественным качествам фарфоровые части иконостасов, хранящиеся в музее: сиропитательного дома им. Елизаветы Медведниковой и домовой церкви Переваловых в Хайте, выполненные мастерами И. Перевалова в конце 19 века.

Моим гидом среди всего этого бело-розово-золотого великолепия стала искусствовед, научный сотрудник областного художественного музея им. Сукачёва Софья Шемякина.

– Коллекция сибирского фарфора, – рассказывает Софья Евгеньевна, – насчитывает более пяти тысяч экспонатов, поступивших в наш музей в разное время, начиная с 20-х годов прошлого века. Последнее поступление в 2006 году было самым крупным – более 4 тысяч произведений. Это продукция бывшей хайтинской фабрики.

– Несколько слов о предыстории. Братья Данила и Филипп Переваловы развернули своё производство в 120 километрах от Иркутска, недалеко от своей деревни, при впадении речки Хайтинки в реку Белую. В трёх верстах от выбранного места находились залежи каолиновых глин, которые сравнивались с бельгийскими, залегавшими в окрестностях Ардена. Начались опыты по выработке фарфора: изделия получались необыкновенной белизны и чистоты. Так 140 лет тому назад была основана фирма «Фарфоро-фаянсовая фабрика торгового дома Переваловых».

[/dme:i]

Прекрасное качество фарфора, его ослепительная белизна и просвечиваемость помогли продукции хайтинских мастеров завоевать должное место на рынке сбыта. В полной мере производство развернулось при сыне Данилы Перевалова – Иване. В 1880 году, после переоборудования, фабрика выпускает высококачественную посуду для самых широких слоёв населения: сервизы, наборы для фруктов, множество предметов для сервировки стола, чайные пары, а также декоративные тарелки, мелкую пластику, пепельницы, вазы.

Славу сибирского фарфора составили мастера Барабыков, Ерёмин, Зубарев, Флеров, скульптор Борисов, художники Макаров, Неворотов, Морозов. Перевалов привлекал мастеров из других известных в России фарфоровых заводов. Изделия фабрики появились на сибирских ярмарках. В 1873 году на Иркутской губернской выставке они получили большую серебряную медаль «За полезное», в 1887 в Екатеринбурге – серебряную медаль «За трудолюбие и искусство», в 1906 году в Антвертине – золотую медаль.

В 1920 году фабрика была национализирована, и началась новая история хайтинского завода.

Гордостью коллекции фарфора в музее являются росписи Нины Асалямовой, Дины Воронцовой, Владимира Черткова, других признанных мастеров. У Асалямовой это сибирские пейзажи или изображения народностей Севера. Северные и бурятские мотивы внесла в хайтинский фарфор Д. Воронцова, создав отдельные фигурки и скульптурные группы эвенков и бурят. Белые, лёгкие, очень выразительные и изящно декорированные узкими золотыми полосками национального орнамента скульптурки Дины Алексеевны стали настоящей победой художницы в её поисках. Буквально звенит белый цвет в сервизе «Ягоды» Раисы Алёшиной. Именно в творчестве Раисы Григорьевны происходит резкий поворот от «белой линии» к эмоциональной цветовой насыщенности. Свободная, сочная живописная манера художницы, по мнению знатоков, является отражением её эмоционального характера. Алёшину привлекают народные мотивы: сказочные птицы Сирины с женскими головами в кокошниках, витиеватый растительный элемент, крупные цветы-розаны. Роспись изящна и выполнена как бы идущим из глубины фарфора насыщенным синим цветом.

[/dme:i]

На выставке сибирского фарфора вы попадаете в мир сказки, в мир фантазии и филигранного мастерства: здесь расцветают роскошные цветы, порхают золотисто-голубые бабочки, внимательно смотрится в маленькое зеркальце сидящая на нём обезьянка, радуют глаз наши сибирские пейзажи.

Словом, музыка сибирского фарфора удивляет, завораживает, не отпускает.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры