Прорыв в Европу
Юный ангарский композитор Слава Романко не однажды поражал на поприще, ступить на которое дано немногим. Кажется, никто ещё не расшифровал таинственный мир музыки – в чём секреты её воздействия на людские души? Вот и в Славе Романко таится незримая сила, позволяющая ему из семи нот создать нечто необычное, неповторимое и сильнодействующее.
Он 4 года занимается в классе композиции у Ирины Андреевны Евдокимовой в Центральной детской школе искусств Ангарска. И учится в 6 классе школы № 24. Он побеждал на композиторских конкурсах в Ангарске и в Иркутске – это городской и областной уровень. Занимал второе место в Красноярске и первое в Новосибирске – это региональный уровень. Нынче наш юный одарённый земляк шагнул на международный рубеж: принял участие в Международном фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества «Окно в Европу», который ежегодно проходит в Санкт-Петербурге. Нынешний был четвёртым. В 2006 году этот фестиваль официально вошёл в Ассоциацию музыкальных конкурсов России и получил поддержку со стороны Федерального агентства по культуре и массовым коммуникациям Министерства культуры России.
Как попасть на такой конкурс? Ангарчане послали в Петербург ноты музыкальных опусов Славы Романко. Послать ноты – не штука. Фактически это первый отборочный тур. Для многих высылкой нот дело и ограничивается. Но Слава Романко получил вызов на Неву. Но и это, как нынче всем понятно, ещё не всё. На такую неблизкую и некороткую поездку нужны существенные средства. Вояж состоялся благодаря поддержке Иркутского благотворительного фонда Юрия Тена при содействии центра «Байкал». В Ангарске благотворителей не нашлось.
– Творческие ристалища «Окна в Европу», – рассказывает Ирина Евдокимова, – проходили по 13 номинациям. Более тысячи участников из 75 субъектов Российской Федерации, из Украины, Белоруссии, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Эстонии, Литвы, Израиля… Из российских участников Иркутская область была самой дальней. Самая малочисленная номинация – «Композиция»: 18 конкурсантов. Сложное это, видно, дело – создавать из звуков то, чего до тебя не было. Состязания проходили в концертном зале гостиницы «Россия» и в петербургской музыкальной школе
№4 – просторном помещении с множеством роскошных роялей. Но доступ к этим инструментам запрещён. К клавишам можно прикоснуться только во время конкурсного выступления. Возможность порепетировать не предоставляется. Как быть? Сибиряки случайно заприметили в гостинице вконец разбитый инструмент. Его готовили к выбросу на свалку. Ангарчане умолили администрацию подождать несколько дней и оседлали обречённую рухлядь для репетиций. Не обошлось без того, чтобы окружающие выказали своё недовольство. Но эти репетиции стали спасением.
На конкурсах всегда подстерегают неожиданности. Эта была не единственной. Например, выяснилось, что в номинации «Композиция» для участников нет возрастных подразделений и ограничений – все в одном котле. Рядом с подростком Славой чудодействовали великовозрастные отроки. Не было и ограничения по времени конкурсного выступления. У ангарчанина была приготовлена программа на пять минут, у других – много больше. Добавить было что, но на репетиции в этом случае требовались непредусмотренные затраты. И ещё одно: конкурсное выступление по этой номинации проходило при закрытых дверях – конкурсант наедине с жюри, больше никого. Это правило соблюдалось нерушимо. Заинтересованные прислушивались к происходящему под дверями.
На конкурсе Слава Романко исполнял свои опусы: фугу, прелюдию, сюиту «Лесные танцы».
И хотя программа Романко была самой короткой по времени, музыка оказалась настолько хороша, что маститые члены жюри не сказали о ней ни одного дурного слова.
На конкурсной дорожке Слава пропустил вперёд композиторов из Калининграда и Кисловодска и, оставив позади 15 других конкурентов, завоевал третье место. Некоторым из соперников ангарского подростка было и 17 лет, и 24 года… Это очень серьёзный успех сибиряка для конкурса такого уровня.
Реплики членов жюри в адрес ангарчанина Славы Романко:
– Очень крепко, ярко сделано, выстроено произведение (о фуге).
– Мыслит образно и конструктивно: проглядывает композиторское понимание формы;
– Очень перспективный, его надо развивать.
С Невы на Китой Слава Романко вернулся с дипломом лауреата международного фестиваля.
Браво!