В оборотном направлении
Розница стремительно теряет объёмы
Торговля не стала исключением среди отраслей, по которым ударил кризис. Оборот розницы в Иркутской области за январь-февраль упал на 11,2% по сравнению с началом 2008 года. В абсолютном выражении он составил 14 млрд. рублей, хотя ещё прошлой осенью эта цифра превышала отметку в 17 млрд. рублей. Некоторым ритейлерам уже пришлось закрыть по нескольку точек продаж. Они продолжают оптимизировать расходы за счёт сокращения площадей и ассортимента, но применять нестандартные решения пока не готовы.
Розница начала сдавать позиции. По данным Иркутскстата за февраль, оборот по непродовольственным товарам снизился в Иркутской области на 13,1%, составив 83,5% к февралю 2008 года. Такого резкого снижения регион не видел с 2006 года. В абсолютном выражении оборот равен 7,663 млрд. рублей. Ещё осенью эта цифра превышала отметку в 9 млрд. рублей. По продовольствию тоже небывалый спад – 88% к показателям аналогичного периода прошлого года. Впрочем, свои позиции торговля продуктами стала сдавать ещё с ноября. В целом в первые месяцы 2009 года общий объём оборота опустился на уровень начала 2007 года и составил 14,313 млрд. рублей – 88,8% к январю-февралю прошлого года. При этом в 2008 году эта сумма росла с темпом в 14%.
По словам руководителя агентства регионального развития потребительского рынка и сферы услуг Сергея Лыкова, в феврале ритейлеры действительно ощутили падение. Сокращение оборотов в среднем по регионам составило от 5 до 16%.
Спад в торговле зафиксирован по всем направлениям. Игроки пока не уходят с рынка, но из-за снижения покупательского спроса обороты уменьшаются у большинства из них, отметил начальник отдела по развитию малого предпринимательства правительства министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области Александр Белан. Впрочем, как считает вице-президент Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Михаил Клоков, отследить состояние большинства предприятий торговли сложно. «Многие скрыто начинают процессы банкротства. Но, думаю, скоро их прорвёт», – сказал он. Больше всех пострадали продавцы бытовой и компьютерной техники. По словам начальника управления торговли и координации деятельности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Иркутска Николая Блинкова, с осени «перерыв» наблюдался у «Технобайка», «Эльдорадо» и «Комтека».
Некоторые сети были вынуждены закрыть по нескольку точек продаж. Как рассказала руководитель подразделения группы «Старком» по Иркутской области, Бурятии и Забайкальскому краю Анастасия Корнилова, во избежание убытков ещё в ноябре компания закрыла два отдела продаж в Иркутске и Братске. «Вопреки ожиданиям, январь не был провальным, потому что сотрудникам крупных предприятий в Ангарске и Братске задержали премию и они смогли потратить её уже после Нового года», – отметила она. Но уже в феврале оборот сети «Комтек» снизился на 4-5%. По словам генерального директора ЗАО «Фрейм» Константина Лупсанова, его сети тоже пришлось отказаться от двух отделов продаж в Иркутске (в Ново-Ленино и ТЦ «Электрон»).
Во избежание дальнейших потерь иркутским ритейлерам в духе времени пришлось принимать антикризисные меры. «Сокращаем площади, увольняем персонал, избавляемся от дорогих кредитов, режем рекламные бюджеты», – перечислил Константин Лупсанов. По словам Анастасии Корниловой, кризис заставил пересчитать всё – от расходов на логистику до содержания обслуживающего персонала. «Пришлось задуматься, а нужны ли нам водители в прежнем количестве и возможно ли снизить арендную ставку», – сообщила она. Сейчас «Комтек» рассматривает варианты переезда в другие, более экономичные помещения. Кроме того, как отмечает Сергей Лыков, падение продаж многие сети пытаются компенсировать за счёт сокращения ассортиментной матрицы и большей оборачиваемости товара. Тем не менее сетевики отчасти благодарны кризису: раньше до оптимизации расходов «руки не доходили».
[/dme:i]
[/dme:igroup]
Креативных решений у предпринимателей пока не замечено, сказал Александр Белан. «Почему-то когда они стараются сохранить свой бизнес, то идут по стандартному пути», – заметил он. На помощь торговле поспешила ТПП ВС. С середины марта на базе сайта палаты заработала пробная версия «виртуального склада». «Информационный узел для обмена уникальными предложениями», – назвал проект заместитель директора по маркетингу и информатизации ТПП ВС Ян Мовшович. По замыслу, на интернет-ресурсе предприниматели смогут размещать объявления и находить партнёров. «Скажем, оказалось у хлебозавода случайно сто вагонов кирпича или произошла другая затоварка – покупателей можно найти на «виртуальном складе». Пока в работе тестовой версии успели поучаствовать всего пять компаний. В частности, один банк пожелал реализовать залоговое имущество, а застройщик, дела у которого идут не очень, – строительный кран. Организовывать сделки ТПП будет за плату, в зависимости от срока взнос будет варьироваться в районе нескольких тысяч рублей. В дальнейшем Торгово-промышленная палата рассчитывает внедрить «виртуальные склады» на базе других своих филиалов.
Ритейлеры идти на виртуальный склад пока не собираются, надеясь, что распродажа имущества им всё же не грозит. Хотя следующие несколько месяцев будут тяжёлыми, признаёт Анастасия Корнилова. «Аналогичная ситуация в целом по стране, Иркутская область в этом случае не уникальна, – считает Сергей Лыков. – Но покупательский спрос здесь будет сложнее восстановить». По его словам, в регионе слишком велика доля присутствия финансово-промышленных групп, чьи предприятия снижают объёмы производства и массово сокращают персонал.