«Палитра разновекторных задач»
Чиновники регионального правительства в красках описали, как нужно экономить государственные средства
«Экономика должна быть экономной» – этот перестроечный лозунг, вероятно, вспомнили сегодня в правительстве Иркутской области. В последнее время власти Приангарья вообще довольно часто стали заглядывать в экономическое прошлое региона. Теперь чиновники вспоминают недавние докризисные времена и удивляются, как много расходов проходило в графе «прочие». В первом квартале этого года, в условиях работы в антикризисном режиме, правительству области удалось сэкономить на себе 7,69 млн. рублей. Гонка оптимизаций продолжается – в мае готовится внесение изменений в бюджет Иркутской области, где должно быть отражено сокращение расходов по всем министерствам. КСЕНИЯ ДОКУКИНА поинтересовалась у региональных чиновников их личными секретами экономии.
Не свистите – денег не будет
С декабря региональный государственный аппарат живёт в антикризисном режиме, доложил в четверг на заседании правительства Иркутской области губернатор Игорь Есиповский. Сокращены статьи расходов на заработную плату, на услуги связи, на техобслуживание автомобилей. Однако это не предел. «Правительство России утвердило федеральную антикризисную программу, и мы дополнили пакет наших мер в соответствии с этим документом», – сообщил Есиповский. «Мы ожидаем снижения основных макроэкономических показателей, – пояснил он. – Не думаю, что я что-то новое сказал». Однако, уверен губернатор, «у нас есть огромное количество незадействованных ресурсов», их нужно только «изыскать и задействовать».
Подробнее о секретах оптимизации рассказал заместитель председателя правительства Иркутской области Александр Ведерников. Региону действительно необходимо экономить – дефицит консолидированного бюджета Приангарья, если поступления налога на прибыль по-прежнему будут падать, по прогнозам, составит около 8 млрд. рублей. «Ушло то время, когда принтер должен был стоять на каждом рабочем столе», – сделал вывод Александр Ведерников. В правительстве создана рабочая группа по административной реформе, один из комитетов которой, в частности, занимается приведением количества принтеров и остального имущества к новым антикризисным стандартам. А другой оценит эффективность деятельности органов госвласти в нынешних условиях. Так Александр Ведерников планирует «без художественного свиста понять результат работы управленческого аппарата».
Искусство экономить
Промежуточные итоги оптимизации – за три месяца 2009 года деятельность правительства Иркутской области была приведена в состояние кризисной готовности. Расходы на неё удалось сократить на 29,2% по сравнению с первым кварталом прошлого года. С января по март расходы были снижены на 7,69 млн. рублей – до 17 млн. 125 тыс. 465 рублей. В частности, траты на заработную плату уменьшились на 8,1% – до 13,115 млн. рублей. До 61% от прошлогодних результатов снизились расходы на услуги связи – в первом квартале этого года они составили 1,872 млн. рублей. Затраты на полиграфические услуги были урезаны почти вполовину – до 691,26 тыс. рублей, от представительских расходов (проведение культурных мероприятий, экскурсий, услуги фотографов) осталось только 9% – 60 тыс. рублей.
Сильнее всего пострадала статья расходов «приобретение материалов и комплектующих для оргтехники» – снижение на 7,75% по сравнению с первым кварталом 2008 года, или на 32,640 тыс. рублей. На покупку хозяйственных материалов, канцелярии, бумаги и запасных частей для автомобилей в первые три месяца было выделено 523,4 тыс. рублей (41,7% от прошлых расходов). На приобретение основных средств (мебель, оборудование) – 235 тыс. рублей, что на 85% меньше суммы, потраченной в аналогичный период 2008 года. А в сравнении с последними тремя месяцами прошлого года объём приобретения основных средств уменьшен на 85%, сообщили в управлении делами губернатора и правительства области. «Мебель, бумаги, запчасти покупаются только при срочной необходимости без создания складских запасов», – подчеркнули там.
До 37% от расходов первого квартала 2008 года сокращены затраты на техобслуживание и ремонт машин, оборудования и помещений, занимаемых органами исполнительной власти. «Ремонт проводится штатными работниками без заключения договоров со сторонними организациями, – рассказали в управлении делами правительства. – Запчасти для автомобилей приобретаются только при поломке и угрозе остановки машины». По информации министерства, организован контроль и учёт соблюдения лимитов по использованию служебного автотранспорта, его выезды в принципе сокращены, что привело к уменьшению расходования ГСМ – на 14,5% по сравнению с последним кварталом прошлого года.
Сейчас, по мнению Ведерникова, перед чиновниками «Серого дома» есть «палитра разновекторных задач», итогом выполнения которых должно стать снижение расходов на содержание госаппарата на 22% – по примеру федерального центра. В стремлении к этой цифре будут ликвидированы «многочисленные учреждения, в которых мы уже слабо ориентируемся», пообещал заместитель председателя правительства. Кроме того, по мнению зампреда, необходимо укрупнять объёмы закупок и обеспечивать структуры власти централизованным снабжением. В «палитру задач» по увеличению областных доходов также входит работа с крупными налогоплательщиками региона в целях повышения наполняемости бюджета, которую пока выполняют не все чиновники, заметил Ведерников. «Кто-то пытается чёрта подёргать за бороду, – присоединился к критике губернатор. – Не играйте с огнём».
Оптимизация в действии
[/dme:i]
Раз пошла такая оптимизация, корреспондент «Конкурента» поинтересовалась у региональных и муниципальных чиновников, как сокращают расходы в ведомствах и проявляет ли кто-нибудь из них инициативу в экономии бюджетных средств за счёт собственных. Как оказалось, охотников экономить на себе немного – уменьшают расходы в основном коллективно, зато оптимизация в структурах идёт полным ходом, в том числе за счёт сокращения персонала. Так, региональный министр социального развития, опеки и попечительства Семён Круть сообщил, что сейчас на рассмотрении в правительстве находится документ по планам сокращения министерства более чем на триста человек (всего в ведомстве работают 1700 сотрудников). Однако он ещё не утверждён. «Возможно увольнение из учреждений ведомства более двух тысяч людей – это сэкономит около 300 млн. рублей до конца года», – сказал Круть. «Мы «проехались» по чиновникам в дирекциях – убрали 17 должностей, это экономия полутора миллионов рублей», – признался министр строительства дорожного хозяйства Иркутской области Руслан Болотов. Он отметил, что, скорее всего, будет второй этап сокращений.
Практически все респонденты вспомнили о серьёзном снижении трат на услуги связи, канцелярские расходы и автомобильный парк. По словам Семёна Крутя, расходы на Интернет и связь пересмотрели ещё в январе и тогда же стали печатать вторые экземпляры документов на черновиках. «Многие сотрудники сами покупают бумагу в офис, – отметил чиновник. – Бензин тоже оплачиваем сами, если остаёмся работать по вечерам: водителей на всех не хватает, тем более что среди сокращённых из ведомства людей – четверо или пятеро шофёры».
«У меня собственного автомобиля нет, поэтому пересесть на него не могу, но ограничения на расходы мы ввели, – сказал министр культуры и архивов Иркутской области Виталий Барышников. – Внутри министерства сокращаем потребление света и тепла, потому что сейчас уже достаточно тепло на улице. Ввели лимит на Интернет, но я днём им и не пользуюсь – работаю с людьми, а вечером сижу с документами на домашнем Интернете, который оплачиваю сам». Как рассказал Руслан Болотов, в его министерстве за счёт снижения расходов на связь удалось сэкономить порядка ста тысяч. Кроме того, некоторые служебные машины были поставлены в гараж, «хотя автомобилей и так не хватает». Чиновники подчёркивают, что оптимизация в ведомствах проводится по поручению губернатора: в мае готовится внесение изменений в бюджет Иркутской области, где должно быть отражено сокращение расходов по всем министерствам. Расходы на обеспечение работы Игоря Есиповского были сокращены в той же мере, что траты на правительство, утверждают в пресс-службе.
Первый заместитель председателя областного правительства Сергей Сокол в целях экономии ограничил использование служебного транспорта и пригнал из Красноярска личное авто, расходы на которое оплачивает сам. Известно, что Александр Ведерников вообще не использует служебный транспорт для того, чтобы добраться из дома на работу. Есть чиновники, которые экономят государственный бюджет, даже не задумываясь об этом. «Я пока не слышал о примерах личной экономии в правительстве, хотя, может, кто-то делает это, но без широкой огласки», – признался зампред правительства Александр Моисеев. В ответ на предложение корреспондента «Конкурента» считать экономией то, что он ходит пешком на работу, вице-премьер согласился: «Ну, будем так считать». «Журналистка за здоровье, что ли?» – уточнил другой чиновник, стоящий рядом. «Нет, она за экономию. А я просто за здоровый образ жизни», – ответил Моисеев.
«Каждый отдел в министерстве запрограммирован на то, как можно сэкономить, – заверил министр сельского хозяйства региона Юрий Бажанов. – Но мы государственное учреждение, поэтому исходим из того, сколько денег выделяется на наше содержание», – пояснил он. Министр экономического развития, труда и высшей школы Иркутской области Владимир Пашков также ориентируется на отведённые лимиты. По его словам, когда они заканчиваются, телефон, Интернет, бензин он и некоторые из его подчинённых оплачивают сами. «Поехал в командировку в Братск, кончился бензин – я заправился за свой счёт», – привёл пример он. Вполне логично, что Владимир Пашков считает, что в целях оптимизации необходимо переходить на селекторную связь, и сам он проводит «подавляющее большинство совещаний с мэрами и инвесторами по селектору». А региональный министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Михаил Кручинин, накануне вернувшийся из рабочей поездки в Ербогачён, на вопрос корреспондента «Конкурента» о примерах личной экономии на ходу сообщил: «В командировки не езжу», – и ускорил шаг – к новой должности: на заседании антикризисной комиссии было объявлено о том, что оказалась занятой третья вакансия зампреда правительства. Он назначен новым вице-премьером.