Экономия на власти
Процесс повальной оптимизации, начавшийся в госструктурах, докатился и до каждого чиновника регионального правительства. Министерство финансов Иркутской области в условиях катастрофического снижения доходной части бюджета требует обосновать каждый затраченный рубль, «чтобы в сентябре не оказаться в ситуации, когда денег в регионе не будет вовсе». На чём и на ком удастся сэкономить 7 млрд. рублей, выясняла КСЕНИЯ ДОКУКИНА.
О том, что в условиях кризиса аппарат управления съедает слишком много бюджетных средств, региональные власти задумались в декабре прошлого года. И принялись за сокращение расходов на содержание государственных и муниципальных чиновников. В середине декабря правительством области было издано постановление «О рекомендованном размере оплаты труда главам администраций дотационных территорий», которое позволило «Серому дому» регулировать их заработную плату. Поскольку дотационными являются практически все территории, влияние этого постановления распространяется на область, уточнили в правительстве. В соответствии с постановлением заработок мэров был в срочном порядке пересчитан с учётом выполнения объёма полномочий, декларированных областью. «А то бывает, что мэр поселения все свои функции скинул на районную власть, а сам сидит с жалованьем в 20 тысяч рублей и даже выше», – спохватились в администрации.
Министр экономического развития Иркутской области Владимир Пашков в среду на расширенном заседании Совета НО «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области» сообщил, что в среднем объём выполняемых полномочий в муниципалитетах первого и второго уровня равен 70%. В нескольких сельских поселениях, проверенных административной комиссией, объём фактически выполняемых полномочий составил 9%, 54% и 72%. «Было бы несправедливо платить полную заработную плату тем людям, чей объём деятельности не дотягивает до нормы», – считает Пашков. Так, после пересчётов заработная плата главы одного из сельских поселений Усть-Илимского района, где доля исполнения полномочий составляла 9,4 %, снизилась с 19070 рублей до 15000 рублей.
Борьба региональных властей за справедливость более чем обоснована экономически, считают в «Сером доме». И.о. министра финансов Иркутской области Татьяна Поронова сообщила, что сейчас существуют два варианта развития экономической ситуации в области: основанные на расчётах Министерства финансов РФ и на «пессимистичном» прогнозе местных специалистов. Напомним, в изначально утверждённом бюджете-2009 поступления в него должны были составить 60,39 млрд. рублей, а расходы – 61,74 млрд. рублей. Согласно оценке Минфина РФ, сумма поступлений составит 54,14 млрд. рублей. В соответствии с «пессимистичными» прогнозами эта цифра снизится до 53,49 млрд. рублей. «Так или иначе, больше шести миллиардов рублей запланированных доходов получено не будет, – констатировала Поронова. – То есть необходимо сэкономить семь миллиардов, потому что сокращение доходов консолидированного бюджета области повлечёт и уменьшение фонда, из которого распределяются дотации в субъекты».
По информации министерства финансов, уже стало очевидно снижение объёма поступающих в региональный бюджет доходов. Так, сумма налога на прибыль, поступившая в январе, сократилась почти в два раза по сравнению с аналогичными данными прошлого года: с 739,88 млн. рублей до 357,54. В феврале эта сумма потеряла 74% от прошлогодних результатов: 238,65 млн. рублей против 908,15. По прогнозам минфина на март, поступления от налога на прибыль снизятся на 76% и составят 634,38 млн. рублей вместо прежних 2,7 млрд. рублей. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), являющийся самым высоким по доходности, пока растёт: в январе +10% (843,23 млн. рублей), в феврале +12% (1,114 млрд. рублей), по прогнозам на март +16 – до 1,2 млрд. рублей. Однако и тут власти не испытывают оптимизма. «Думаю, ещё месяца два НДФЛ будет на нынешнем уровне, а после станет снижаться», – сказала Татьяна Поронова. По мнению специалистов министерства финансов, в марте общая сумма доходов в сравнении с прошлогодними результатами упадёт на 28%: с 5,2 млрд. рублей до 3,7 млрд.
В итоге пересчётов Минфина стало очевидно, что принятых мер по оптимизации расходов на управленческий аппарат недостаточно. Было принято решение по ограниченному доведению лимитов бюджетных обязательств до муниципалитетов. «Управление – это не распределение, управление – это оптимизация», – объяснил Владимир Пашков. Сегодня областные власти всё чаще используют в отношении глав муниципальных образований термин «антикризисные управляющие». Поэтому теперь мэрам территорий предложено управляться с 75% доведённых лимитов.
Муниципальным властям тоже рекомендуется урезать траты на свою деятельность. «При существовании огромной задолженности по заработной плате муниципалитеты умудряются потратить огромные суммы на статью «прочие расходы», – отметила Поронова. Так, в феврале долги по зарплате в малодотационных муниципальных образованиях (второго уровня дотационности) достигли 700 тыс. рублей, в то время как сумма, истраченная на «прочие расходы», равна 10,9 млн. рублей. В более дотационных (третьего уровня) кредиторка равна 26 млн. рублей при том, что на прочие расходы ушло 35,4 млн. рублей. Задолженность муниципалитетов четвёртого уровня – 23,6 млн. рублей, а на прочие расходы было потрачено 11,4 млн. рублей. «Учитывая то, что четвёртой группе межбюджетных трансфертов ушло в два раза больше, чем сумма задолженности по заработной плате, это удивительные данные», – заметила Поронова. Региональные власти заинтересованы в отсутствии «кредиторки», в том числе потому, что это одно из условий дополнительной финансовой поддержки субъекта со стороны Минфина РФ. «Сейчас нам необходимо хотя бы письмо из федерального ведомства, разрешающее нам кредитоваться, но для этого нужно полное отсутствие долгов по заработной плате», – сказала Татьяна Поронова.
«У меня создаётся впечатление, что кризис существует только на уровне области, а в районах его нет – до того беспечно себя ведут муниципалитеты. Если сейчас не оптимизировать расходы, в сентябре властям придётся объяснять людям, почему невозможно выплатить заработную плату», – сказала она. Назвав мэров «антикризисными управляющими», Поронова напомнила им, что именно они распоряжаются «землёй, недвижимостью, возможностью аренды», и предложила как-то «выходить из ситуации».
Между тем далеко не все мэры довольны тем, что на оплате деятельности администрации начали практиковать оптимизацию трат. Главу Нижнеудинского района Сергея Худоногова не устроило то, что при выполнении ста процентов полномочий городами Алзамай и Нижнеудинск заработную плату работникам администрации этих территорий всё равно обрезали до 80%. В Осинском районе недоумевают, почему при распределении дотаций не учитывается протяжённость дорог, площадь, количество учреждений на территории. «На территории Нижнеилимского района три самых бедных посёлка, в двух – минимальная заработная плата. Они неэффективны, налогооблагаемая база минимальная, мэром туда никто идти не хочет, а в то же самое время лесу оттуда вывозится на миллиард рублей. Миллиард рублей, представляете?» – спросил глава района у Владимира Пашкова. «Представляю», – не замедлил с ответом министр экономического развития. По его мнению, в вопросах мэров «есть логика», однако «магия управления в том и заключается, чтобы найти выход из этой ситуации».