Пётр Ковальчук: «Мы будем требовать заплатить то, что положено по закону»
Для главы Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области Петра Ковальчука, по его собственному признанию, предстоит год не из лёгких. На фоне мрачных прогнозов по наполнению бюджета специалисты УФНС готовятся к росту количества нарушений в сфере налогового законодательства. О том, как будут строить отношения налоговики и бизнес, о том, остались ли резервы у бюджетов, Пётр Ковальчук рассказал в интервью «Конкуренту».
– Как изменились в течение последних месяцев задачи, которые ставит руководство Федеральной налоговой службы перед структурными подразделениями на местах?
– Сложившаяся экономическая ситуация создаёт предпосылки для нестабильного поступления налогов и сборов в бюджетную систему. Экономические риски, вызванные финансовым кризисом, главным образом носят объективный характер. Это и недостаточная рыночная конъюнктура, и неплатёжеспособность покупателей, и высокая закредитованность предприятий отдельных видов деятельности, и снижение занятости населения. Мы сформировали свой прогноз. Он базируется на данных последнего квартала прошлого года. Ситуация по всей стране складывается непростая. Многое станет понятно в апреле, когда мы проанализируем отчётность предприятий по первому кварталу.
Перед нами поставлена задача теснее взаимодействовать с налогоплательщиками. Предприниматели должны получить в максимальном объёме необходимую им информацию, особенно это касается предприятий среднего и малого бизнеса. Одновременно в целях организации эффективного мониторинга экономической ситуации и принятия оперативных решений при возникновении случаев, имеющих значительные последствия для исполнения доходной части бюджетов разных уровней, налоговой службой инициировано создание на региональных уровнях ситуационных центров. Мы ожидаем, что количество нарушений налогового законодательства будет расти, в связи с чем свою деятельность стараемся определить более чётко. Задача в том и заключается, чтобы под пристальное внимание попадали не нормальные, стабильные налогоплательщики (их много, ими иногда допускаются ошибки, но с ними работать проще, с ними как раз и нужна разъяснительная работа), а криминал. В этом направлении мы готовы сотрудничать с силовыми структурами.
– Вы можете привести примеры криминального поведения налогоплательщиков?
– Пока было бы неправильно говорить об этом, как о проблеме. Она прогнозируется. Но утверждать, что она чётко видна, по крайней мере в нашем регионе, рано.
– А насколько сами предприниматели защищены от злоупотреблений налоговых инспекторов?
– Мне бы не хотелось, чтобы налогоплательщики сталкивались с таким явлением. Могу заверить, что мы проводим работу со своими сотрудниками по предупреждению нарушений. У нас есть отдел собственной безопасности. Ужесточаются требования к сотрудникам на местах. Наша область не маленькая. Невозможно из Иркутска рассмотреть, что происходит в Бодайбо или Усть-Куте. На это есть руководители местных инспекций, правоохранительные органы. Если есть какие-то проблемные вопросы, связанные с элементами коррупции, и лично я, и руководящий состав управления готовы принять любого гражданина.
– Как сейчас выглядит структура налогооблагаемой базы региона?
– В структуре доходов территориального бюджета более 80% платежей приходится на три налога: на доходы физических лиц, на прибыль организаций, на имущество организаций.
– Насколько серьёзно меняется динамика налоговых поступлений?
– Динамика налоговых поступлений в бюджет за последние месяцы характеризуется небольшим спадом. Так, в четвёртом квартале 2008 года мобилизовано 18,2 млрд. рублей, что на 8,7% ниже уровня аналогичного периода 2007 года; в январе 2009-го – 5 млрд. рублей, снижение к январю 2008-го – два процента. Основная причина снижения поступлений – замедление темпов экономического развития. В нашем регионе это в первую очередь сокращение объёмов заказов в области строительства, науки, инженерно-технического проектирования, геологоразведки, отсутствие платежей от заказчиков по ранее выполненным работам, а также снижение занятости населения. Кроме того, не перечисляли текущие платежи в бюджет организации, осуществляющие работы по государственным контрактам за счёт финансирования из бюджета области. На отрицательную динамику поступления налоговых платежей также оказало влияние принятие ряда нормативных документов в качестве антикризисных мер правительства, направленных на стабилизацию финансово-экономической системы и поддержания реального сектора экономики. Так, в соответствии с изменениями, внесёнными в Налоговый кодекс, налогоплательщикам, исчисляющим ежеквартально авансовые платежи, дано право перейти на уплату налога на прибыль, исходя из фактической налоговой базы. При этом замедление темпов производства и реализации продукции способствовали тому, что по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 10-11 месяцев прошлого года у налогоплательщиков сложилась переплата в бюджет по налогу на прибыль. В результате в ноябре-декабре данные предприятия платежи не осуществляли.
– Насколько быстро растёт количество компаний, подпадающих под статус потенциальных банкротов?
– В четвёртом квартале 2008 года увеличилось количество налогоплательщиков, не исполнивших обязанности по уплате налогов. Около сотни налогоплательщиков, ранее своевременно уплачивавших налоги, теперь имеют задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами. В сумме недоимки по налоговым платежам основная доля крупных налогоплательщиков, которые ещё квартал назад не нарушали сроки уплаты налогов. За четвёртый квартал 2008 года прирост недоимки по крупнейшим налогоплательщикам составил 256 млн. рублей.
– Какие отрасли у вас вызывают особые опасения?
– Наибольшее количество неплательщиков среди организаций лесной промышленности, сельского хозяйства и строительства. По состоянию на 1 января 2009 года в процедуре банкротства находятся 102 организации, относящиеся к указанным отраслям. Кроме того, увеличилось количество обращений в арбитражный суд самих должников. Так, в четвёртом квартале 2008 года в Арбитражный суд Иркутской области обратилась 41 организация-должник с заявлениями о признании несостоятельными. Общая сумма их задолженности в бюджет и внебюджетные фонды составила 68 млн. рублей. По семи заявлениям организаций, на сумму задолженности в общей сложности 23 млн. рублей, возбуждена процедура банкротства.
– У бюджетов остались ещё резервы?
– Один из них – легализация заработной платы с целью увеличения платежей по НДФЛ. От заинтересованности местных властей во многом зависит поступление дополнительных доходов в бюджеты. Сегодня, например, мы активно работаем с администрацией Иркутска по земельному налогу, по налогу на недвижимость. Здесь, на мой взгляд, есть хороший резерв, который поможет совместными усилиями пополнить городскую казну. Проблема в чём? Были недооформлены участки в собственность и долгосрочную аренду. Когда деньги в бюджете были, к этому относились спокойно. Сегодня жизнь заставила обратить на это внимание. Хотя мы предлагали работать в этом направлении и раньше. Теперь, когда муниципалитеты лишились поступлений по транспортному налогу, они отошли области, идёт поиск новых источников доходов. Налог собрать – мы соберём, было бы с чего. Сейчас мы подписываем соглашения с крупными городами области. Но не у каждого муниципалитета есть возможность мобилизовать не задействованных ранее налогоплательщиков. Если в Иркутске земля ценится, то в северных регионах люди в ней меньше заинтересованы. Есть примеры, что люди отказываются от паёв, чтобы не платить земельный налог.
– Есть ли стимулы у самих налоговиков увеличивать сборы в бюджет?
– Начиная с прошлого года налоговики ежеквартально получают средства материального стимулирования от государства. И они довольно-таки значительные. Это уже сыграло свою роль. Отток сотрудников стал меньше. Нам проще стало формировать профессиональное звено. Следует признать, что нагрузка на одного сотрудника налоговой увеличилась. Дело в том, что мы по указанию ФНС провели сокращение управленческого состава на 40%. В прошлом году мы начали реорганизацию, в ряде отделов провели слияния. Инспекций это не коснулось, только аппарата управления. Стараемся, чтобы это не сказалось на качестве работы.
– Какова сейчас статистика судебных разбирательств между УФНС и налогоплательщиками?
– В 2008 году в судах рассмотрено 62162 дела. Причём 60792 решены в пользу налоговых органов. Ну, наверно, количества исков бояться не надо. Безусловно, наша задача – снизить число обращений в суд. Полагаю, что оно будет сокращаться, особенно с введением с 1 января досудебного рассмотрения жалоб. Оно обязывает налогоплательщика, прежде чем обратиться в суд, рассмотреть жалобу в налоговой. А случаи отмены собственных решений происходят, и довольно часто. Уже после нашего рассмотрения идёт обращение в суд.
– И всё-таки по какому принципу налоговики будут выстраивать отношения с бизнесом?
– Насколько мне известно, налоговая служба направила в Минфин предложения по изменению законодательства. Там есть много интересных предложений в отношении налогоплательщиков, которые собираются идти криминальным путём. Если правительство их поддержит, реакция Думы в таких вопросах, как правило, бывает быстрой. Мне кажется, такой подход оправдан. Поскольку в столь непростых условиях мы собираемся наполнять бюджет, придётся проводить позицию ужесточения отношений с налогоплательщиком, потому что иначе невозможно собрать налоги. Сегодня непросто многим плательщикам. Мы это понимаем. Работу будем вести разноплановую. Она будет вменяемая. И разумная. Но надо признать, что работа налогового инспектора априори неблагодарная. Следовательно, мы не будем, улыбаясь, упрашивать заплатить, мы будем требовать заплатить то, что положено по закону.
Интервью взяла Наталья ГАВРИЛОВА