Опасные гонки
Интересно, обращают ли внимание пассажиры общественного транспорта на лица тех, кто сидит за рулём и, следовательно, отвечает за их жизнь? Задумываются ли горожане над вопросом, почему эти лица так напряжены, суровы, а часто и вовсе злы? Я, будучи профессиональным водителем автобуса, раскрою «секрет»: работа у нас такая, что от неё и «озвереть» недолго.
Это для обычного пассажира поездка на общественном автотранспорте на работу или с работы – будничный, заурядный эпизод. Ну потолкают его в тесноте, ну прождёт он «свой» автобус на несколько минут дольше обычного – перетерпит и забудет. А что до лица человека за рулём, то оно и вовсе без разницы горожанину. Конечно, приятнее заметить улыбку или услышать что-то спокойно-доброжелательное от шофёра, чем нарваться на его раздражение, но это уж такие «мелочи», о которых и говорить не стоит. Довёз тебя шофёр без опасных приключений, вышел ты из автобуса или маршрутки цел и невредим – и отправился, не оглянувшись, по своим делам. То, что для пассажира несколько минут дискомфорта, то для шофёра автобуса – полная напряжения, переживаний и других отрицательных эмоций рабочая смена. И пока она длится, у него всего два критерия удачи.
Первый – чтобы на маршруте с ним, а следовательно, с его пассажирами не случилось никакой беды. В гололёд, в часы пик, в толчее узких, в своём большинстве необустроенных дорог от чрезвычайных происшествий никто, даже очень опытный шофёр, не гарантирован. Второй критерий – удастся или не удастся в денежном выражении оправдать свою рабочую смену. Удастся, если в конкуренции с коллегой – таким же, как ты, профессиональным шофёром – ты победишь и, обгоняя его на маршруте, перевезёшь больше, чем он, пассажиров. Рабочий день можно считать неудачным, а то и потерянным, если тебя будут обгонять, не заботясь о безопасности пассажиров, твои коллеги. Выручка любой ценой и только она – вот что определяет поведение, настроение и, в конечном счёте, даже жизнь человека за рулём городского пассажирского автобуса.
В прошлом году не выдержали такое напряжение, не справились с «гонками» за рублём сердца у двоих моих товарищей. Значит ли это, что скорбный список закрыт? Элементарная бытовая неустроенность конечных остановок на большинстве иркутских пассажирских маршрутов – сущая мелочь, если знать, какие сцены разыгрываются на них, когда водители, сосчитав «улов», то есть выручку, начинают выяснять между собой отношения. Кто кого обогнал на маршруте, «украв» пассажиров; кто нарушил «очередь», заставив терять в вынужденном простое на конечной остановке от 40 минут до полутора часов драгоценного рабочего времени.
В Иркутске, как в любом российском городе, на маршруты выходят и коммерческие, и муниципальные автобусы. Творящаяся вакханалия объясняется просто: в остром соперничестве между ними проигрывают «муниципалы», на долю которых выпадает вместе с воздухом возить невыгодную «социалку». Может быть, откуда-то «сверху», из руководящих общественным транспортом кабинетов, и кажется, что есть над «частниками» и «муниципалами» общий руководящий центр. Формально, возможно, он и есть. Но мне, человеку за рулём, и моим товарищам изнутри виднее. Настоящего хозяина, способного устанавливать для всех одни правила и строго следящего за точным исполнением общего расписания движения автобусов, в нашем городе нет.
Да, конечно, есть предприниматели, по своей инициативе следящие за порядком на «своих» маршрутах. Например, Анатолий Гоман, чьи автобусы на нескольких городских трассах не нарушают им установленного распорядка движения. Но есть и другие «хозяева», которым всё, кроме добытой их водителями выручки, как говорится, «до лампочки». Единого и обязательного для всех канона, повторяю, в Иркутске нет. А бесконтрольно пытаться работать на одном маршруте с частниками – всё равно что из одной миски кормить голодного бульдога и таксу.
Вот чем в немалой степени объясняется текучка водительских кадров в муниципальном предприятии «Иркутскавтотранс». Вот почему у опытных профессиональных водителей, ценящих современную технику и умеющих её беречь, но перевозящих «социалку», не вызывает особой радости приобретение городом новых автобусов. Какой смысл, если и на них, просторных, удобных, индивидуальный «финплан» с трудом можно выполнять ценой огромных нервных издержек людей за рулём, у которых такие суровые, мрачные лица?