издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вспомнить и преклонить колени

  • Автор: В. ХАРЛАМОВ, Нижнеудинск

Недавно совершенно случайно в руки попала раритетная книга – стенографический отчёт «Допрос Колчака», выпущенная в свет госиздательством «Ленинград» в 1925 году. Как значилось в выходных данных, её редактировал К.А. Попов – председатель чрезвычайной следственной комиссии, заместитель председателя Иркутской ГубЧК.

Книгу «проглотил» и задумался: действительно, вокруг Колчака в современном обществе разворачиваются настоящие баталии за наши  умы. Пресса, кино, радио, ТВ массированно преподносят нам его как жертву красного террора, как страдальца и героя Отечества. В Омске и в Иркутске установлены памятники, в Москве – мемориальная доска.  Предприимчивые дельцы на волне лжепатриотизма (а иначе это не назовёшь) добрались и до Севастополя – города, овеянного славой и массовым героизмом русского человека. Какие-то сомнительные ходоки бродят по былым маршрутам Белого движения в годы Гражданской войны у нас в Сибири. С военными почестями перезахораниваются «святые мощи» генерала Деникина и других сатрапов международной интервенции.

И это делается на глазах тысяч и тысяч ещё не ушедших из жизни наших соотечественников – свидетелей и жертв кровавой резни целых поселений в те страшные годы Гражданской войны. Где источник финансирования и кто возбуждает народную память, пытаясь искажать и деформировать далёкие события и факты нашей истории? Вся эта возня вокруг «верховных правителей», белых генералов и атаманов вызывает раздражение и горечь воспоминаний.

Между тем сегодня памятники погибшим партизанам, жертвам Гражданской войны, памятники нашим землякам – героям Великой Отечественной войны стоят в забвении, покрытые мхом нашей короткой памяти. К ним заросла «народная тропа»; покосились оградки, а  вместо живых цветов на заброшенных холмиках бурьян да горькая полынь. Бывая в посёлке Ук, что в Нижнеудинском районе, всегда останавливаюсь у памятника двадцати двум безымянным красным партизанам, погибшим от рук колчаковцев. Да это же наши простые мужики сложили головы в надежде на то, что жизнь станет справедливее и лучше!

Сегодня слышишь разглагольствования: мол, расстреливали и красные и белые, и не знал простой мужик, какому «богу молиться», чтобы уберечься от пули-дуры. Но всё-таки различия были! За одного убитого белочеха расстреливали 10 местных жителей; за одного убитого белого офицера – каждого пятого селянина; а за найденное оружие или укрытие красного партизана сжигали до тла всю деревню.

Прошло около века. Мы так и не узнали пофамильно никого из двадцати двух красных партизан, захороненных  в посёлке Ук. Не сохранили память. Забыли святое – долг и честь, любовь и служение Отечеству. Может, поэтому мы так живём гадко – без роду и племени, без святости и совести.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры