В команде не нужны преданные люди
Парадоксально, но факт. И вообще не люблю слово «преданные» по отношению к людям, с которыми приходится работать. Оно попахивает лизоблюдством, собачье какое-то слово. В команде люди объединены общей целью. Когда этого нет, главенствующим становится принцип держаться вместе. Тогда, собственно, приобретает особую ценность личная преданность. Как правило, её демонстрируют люди, которые боятся потерять своё место. Они понимают, что обладают единственным козырем – близостью к лидеру. И на многое готовы, чтобы сохранить эту позицию. На мой взгляд, такие люди в коллективе очень опасны: всегда есть шанс стать жертвой их манипуляций.
С человеком самодостаточным, профессиональным всегда непросто. Ведь у каждого свой характер, свои особенности, и иногда даже кажется, что они усложняют жизнь, особенно с учётом довольно демократичного стиля руководства. Иной раз какой-нибудь спорщик как насядет на тебя, и уж не знаешь, куда от него деться. Нет, всё, конечно, вежливо и деликатно, но, чёрт возьми, начинаешь думать: меня же клиенты ждут, отчёт надо просмотреть, документы подписать, текучка всякая. Но потом обдумаешь всё, повернёшь ситуацию так и эдак. И поймёшь: а хорошо, что есть такие настойчивые спорщики. Ведь в итоге-то по его рецепту лучше выйдет.
Так случилось, что последние 12 лет приходил на руководящие позиции разного уровня в готовые коллективы. Непросто работать с уже созданной командой, где сложилась распределение ролей, взгляды команды на лидера. И так далее. Перестраивать сложившиеся принципы тяжело. Но возможно. При этом не обходится без потерь. Сказать о том, что где-то я набрал команду «с нуля», не могу. В своё время, когда получил назначение главой Байкальского банка Сбербанка, часть своей команды из Ярославля пытался перевезти в Иркутск. Приехало пятеро, а осталось четверо.
В любом случае движение в коллективе идёт постоянно: кто-то сам уходит, кого-то приходилось увольнять (к таким методам вынужден прибегать, только если человек демонстрировал личную нечистоплотность и нелояльность по отношению к организации, в которой он работает). Предпочитаю решать кадровые вопросы по принципу отношения к делу и порядочности. Человек должен быть порядочный и увлечённый, а затем уже специалист, потому что компетенция наращивается, а нарастить человеческие качества невозможно.
Лучший способ заставить человека что-то сделать – это заставить его захотеть сделать. Захотеть стать первым, стать лучшим. Но научить хотению нельзя. А вот увлечь — да! Раньше мне казалось, что все эти разговоры о командном духе, об идеологии «один за всех» в бизнесе – лишь красивые фразы из американских фильмов о крупных корпорациях. Ну, в самом деле, там ведь как показывают: произнёс большой босс прочувствованную речь, и все, утирая слёзы умиления, прониклись. Да так, что за пару месяцев напряжённой работы вывели компанию из кризиса сразу на первое место.
На самом деле без командного духа никуда. Но достигается он не красивыми речами, а тем, что первое лицо собственным примером показывает. Вы вместе не только на корпоративных праздниках, но и в не столь радостные моменты. Тогда люди ассоциируют себя с компанией, чувствуют себя неотъемлемой её частью. Вот это и есть командный дух, который даёт возможность добиться победы.
Автор – вице-президент Сбербанка РФ