Туристический креатив
Операторы ищут новые подходы к клиенту
Представители туристической отрасли к противодействию финансовому кризису подошли творчески. Они не только вводят скидки и отсрочки платежей для надёжных клиентов, но и разрабатывают принципиально новые бюджетные продукты. Их стоимость снижена благодаря минимизации расходов на проживание и транспорт. Правда, пока таких выдумщиков не так много. В то, что кризис реально существует, верят не все участники рынка: многие предпочли оставить всё как есть. Кто из них прав, покажет осень 2009 года, уверена наш корреспондент ЕЛЕНА ЛИСОВСКАЯ.
Как показал опрос «Конкурента», в наличие кризиса в туристической отрасли верят не все руководители туристических компаний и антикризисными турпродуктами поспешили обзавестись далеко не все. Так, ведущий тренер иркутского нерпинария Наталья Михалева сообщила, что финансовая нестабильность на числе желающих посмотреть шоу дрессированных байкальских нерп никак не сказалась. Стоимость билетов на 40-минутное представление осталась прежней – 150 рублей для взрослого и 100 рублей для ребёнка.
«Антикризисных турпродуктов у нас нет, потому что в них нет необходимости», – рассказала директор туристической компании «ЭкзотикАзияТур» Вера Петрова. Судя по всему, такие выводы наша собеседница сделала потому, что зимой отдых в тёплых странах не перестаёт пользоваться популярностью. «Мы работаем как раньше и не опасаемся, что турпоток будет меньше», – поведали нашему корреспонденту на стенде Чешской Республики в ходе выставки «БайкалТур-2009». Впрочем, пока своё присутствие в Иркутской области представители компании-оператора считают скорее информационным: «Надеемся, что активно в Чешскую Республику туристы из вашего региона поедут через пару лет. Пока же мы работаем для малой категории».
«У нас цены всегда были антикризисными, – считает управляющая туристической базой «Прибайкальская» Ирина Урбанович. – В индивидуальном порядке мы готовы рассмотреть возможность предоставления скидки в 15% от стоимости проживания, конечная цена питания и корпоративных туров может быть также скорректирована». В то, что скидки в период кризиса могут значительно стимулировать загрузку, наша собеседница не верит: «Если у человека есть финансовые возможности, он выберет подходящий для себя тур или услугу, если нет – никакими скидками его не заманишь».
В туристической компании «Гранд Байкал» в эффективности новой программы повышения лояльности клиентов нисколько не сомневаются. Она предполагает предоставление скидок до 10% в зависимости от объекта и вида услуги для постоянных клиентов компании, как частных, так и корпоративных, рассказал советник директора компании по связям с общественностью Сергей Берг. Надёжным клиентам по их запросам могут быть предоставлены отсрочки платежа.
Сейчас клиенты компании могут воспользоваться оздоровительными программами в санатории «Электра» со скидкой до 15% от базового тарифа. Снижение связано с тем, что медицинские программы являются новыми, к тому же услугу начали предоставлять в «низкий» сезон. В компании ожидают, что предоставленные скидки позволят сохранить клиентский поток на уровне 2008 года, а максимальной задачей является увеличение числа принятых туристов и отдыхающих по сравнению с 2008 годом. Однако приятные для клиентов скидки предоставляются только на перечисленные услуги. Остальные тарифы в санатории, как и на других объектах, остались на уровне прошлого года или даже незначительно увеличились.
В компании «Истлэнд» решили сделать ставку на бизнес-клиента. Стоимость тарифа «командировочный» снижена на 15%. Теперь в него помимо завтрака включён ужин. Дешевле обойдутся клиентам и «бизнес-пакеты», включающие в себя проживание, питание, трансфер, аренду конференц-зала и экскурсионные программы. На тариф «выходного дня» распространяется скидка в 20% на проживание. Как сообщила нашей газете руководитель службы по связям с общественностью туристической компании «Истлэнд» Ольга Шилова, льготная стоимость тарифа «выходного дня» будет действовать до 1 мая, остальных услуг – без ограничений.
В компании «Аэро-стар» антикризисным назвали тур на Шумак, приуроченный к Международному женскому дню. Клиенты оплачивают проживание только трёх дней из пяти. «Два дня мы дарим, в это время туристы платят только за питание», – рассказали в «Аэро-старе». К слову, отдых на Шумаке трудно отнести к бюджетному. При проживании в двухместном благоустроенном домике стоимость составляет 32,2 тыс. рублей при одноместном размещении, 29,2 тыс. рублей – при двухместном.
Серьёзнее всего подготовились к кризису в «КапиталТуре». Для агентств, сотрудничающих с компанией, разработана антикризисная программа, предусматривающая увеличение размера агентского вознаграждения, что позволяет агентам делать скидки для туристов. Открыт и доступ агентов к нетто-ценам по онлайн-проектам, позволяющим снизить стоимость групповых туров на 15-20%.
В компании «GreenExpress» в условиях кризиса решили вернуться к ценностям настоящих туристов и разработали экономичный тур, рассчитанный на 9 дней. Он предполагает знакомство с областным центром, островом Ольхон и Малым морем. В стоимость – 17 тыс. рублей с человека – включены проживание в гостинице в Иркутске (одна ночь), на турбазе в Хужире (4 ночи), питание, трансферы, сопровождение инструктором на пешем маршруте, аренда снаряжения и страховка. Как рассказал директор туристической компании Вадим Копылов, стоимость тура снижена благодаря тому, что к минимуму сведены расходы на проживание (четыре ночи туристы проведут в палатке), а также на транспорт, потому что большая часть предлагаемых экскурсий – пешие.
В числе туроператоров есть и те, кто надеется не только не растерять, но и приумножить турпоток. К ним относится ЗАО «Радиан», предлагающее туры на озеро Хубсугул в Монголии. «Часть туристов, которая не сможет поехать в дальнее зарубежье, направится в нашу сторону», – считает начальник департамента по туризму компании Сергей Колесов. К тому же интерес к бюджетному отдыху в Монголии (полный пансион с проживанием в юрте обойдётся в 1000 рублей в день, в гостинице – 1800-2000 рублей) с каждым годом увеличивается. «В прошлом году был настоящий аншлаг, – не без гордости констатирует Сергей Колесов. – Примерно так же, если не лучше, надеемся, будет в нынешнем году».
Но самый приятный сюрприз жителям Иркутской области преподнесла Национальная организация туризма Кореи, презентованная в ходе туристической выставки. Как рассказала «Конкуренту» заместитель директора Пак Хэ Джа, рост курса доллара сыграл на руку туристам, решившим отдохнуть в стране. «Раньше стоимость доллара составляла 1000 корейских вон, сейчас – 1500 вон. Таким образом, примерно на столько же уменьшилась и стоимость путёвки», – рассказала заместитель директора Национальной организации туризма Кореи. Если судить по цене, у Кореи есть серьёзные шансы составить конкуренцию Китаю. К тому же в нынешнем году в областном центре может появиться генеральное консульство страны. Нашлись и авиаперевозчики, желающие организовать регулярное сообщение: временный рейс в нынешнем году планирует запустить «Корея-Лайн».