Связанные одной целью
Новый закон о статусе депутата может лишить одномандатников мест в парламенте
«Единая Россия» может установить жёсткий контроль над собственными одномандатниками. Депутат, лишившийся партбилета, рискует потерять и место в парламенте. Такая норма, по мнению отдельных депутатов, внесена в новый региональный закон о статусе народного избранника. Эксперты «Конкурента» уверены: это противоречит «основной природе связи» между одномандатником и избирателем, поскольку право на отзыв такого парламентария имеют только люди, выбравшие его. В ИРО «Единой России» заявили, что обвинения «безосновательны» и партия не намерена контролировать одномандатников.
Законопроект «О статусе депутата Законодательного Собрания Иркутской области», внесённый группой депутатов от «Единой России», был принят на февральской сессии ЗС в первом чтении. Парламентарий Александр Битаров обратил внимание коллег на интересную формулировку первого пункта статьи четвёртой (подпункт «К»). Статья посвящена досрочному прекращению полномочий депутатов. В подпунке «К» написано: депутат теряет мандат в случае «несоблюдения ограничений, указанных в пунктах 2 – 6» седьмой статьи. А в ней заявлены очень любопытные тезисы. Депутат-списочник не вправе покинуть фракцию партии, от которой он был избран. «Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран», – значится в законе. Списочники, прошедшие в парламент от партии, которая позже исчезла, могут вступить в ряды «другой партии» (нетрудно догадаться какой, отследив последние партийные реорганизации). Автоматически они попадают во фракцию. И снова жёсткое ограничение – они не вправе из неё выйти.
Однако железная дисциплина списочников – не новость. «Единая Россия» решила взяться и за одномандатников, делают выводы наблюдатели. Партийные депутаты, избранные по одномандатным округам и естественно входящие во фракцию партии, тоже не могут покинуть партию, не потеряв место во фракции. Сразу же после этого, по мнению Александра Битарова, вступает в действие подпункт «К» первого пункта статьи четвёртой. И депутат лишается мандата. Фактически партия берёт полный контроль над одномандатниками. Серьёзное нарушение партдисциплины повлечёт двойную кару – потерю билета и депутатского мандата.
Правоведы Заксобрания ссылаются на то, что все привнесённые нормы появились в декабре 2008 года в Федеральном законе №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госвласти субъектов РФ». Депутаты-одномандатники по этому закону могут образовывать объединения, не являющиеся фракциями. Однако понятно, что членство в партии налагает на человека, который шёл в парламент по одномандатному округу, обязательство войти во фракцию. «Получается, у нас практически не будет депутатов, которые смогут выражать волю населения, – считает Александр Битаров. – Поскольку от членства в партии будет зависеть присутствие человека в парламенте». К слову, сам Александр Битаров – единоросс и шёл в нынешний парламент по одномандатному округу.
«Это какие-то личные домыслы Александра Семёновича Битарова, – считает собеседник «Конкурента» в президиуме политсовета ИРО «Единая Россия». – Норму о том, что партия отзывает мандат у депутата, избранного населением, в принципе невозможно ввести. Это противоречит федеральному выборному законодательству. Единственное, что партия может сделать, – это лишить его партбилета. То, что заявлено в первом пункте статьи четвёртой, распространяется только на списочников». Однако на вопрос «Конкурента» «Может ли эта норма закона содержать двоякую трактовку, что позволит использовать её против одномандатников в будущем?» источник ответил: «Не знаю». Похоже, что единого мнения по этому вопросу нет и у юристов. Заместитель директора Института регионального законодательства Алексей Петров отказался комментировать тему, сославшись на то, что «не изучал» этот вопрос. «Одномандатника не может тронуть никто, кроме людей, его избравших, – заявил «Конкуренту» профессор ИГУ, депутат ЗС Сергей Шишкин. – Если статья четвёртая действительно предполагает двойную трактовку и даёт партии потенциальную возможность изъять мандат как у «списочника», так и у одномандатника, то во втором чтении обязательно нужно внести юридическую ясность. И привести норму в соответствие природе мандата. Я понимаю желание одной из партий подверстать всех под корпоративное голосование. Но в данном случае это неприемлемо. Связь одномандатника с его избирателем первична, а партийная принадлежность – вторична. Нельзя ставить депутата в шпагат, который разорвёт его между избирателем и партией».