издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Противосидение

Областная власть назвала прямых виновников сложившейся в Байкальске ситуации

На прошлой неделе накануне приезда в Иркутск президента России Дмитрия Медведева и накануне назначенного профсоюзом Байкальского целлюлозно-бумажного комбината пикетирования здания областного правительства в губернаторском зале состоялось совещание по поводу ситуации, сложившейся в связи с прекращением работы ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат».

— Как вы знаете… — сообщил во вступительном слове Сергей Сокол, первый заместитель председателя правительства Иркутской области.

— Как известно… — согласился с ним Анатолий Бахов, главный инженер БЦБК, неожиданно для себя и окружающих превратившийся в исполняющего обязанности генерального директора комбината, потому что Андрей Орлов, недавно назначенный на эту должность, выдержал в роли руководителя остановленного предприятия меньше недели.

— Ни для кого не секрет… — подтвердил Александр Шендрик, председатель профкома Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.

Длинный ряд столов слева заняли гости из Байкальска и депутат Геннадий Нестерович, заместитель председателя Законодательного Собрания Иркутской области. Справа, глаза в глаза, сидели представители структур областной исполнительной власти и депутат Юрий Фалейчик, председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве. По центру, на месте председательствующего, – уставший и заметно простывший Сергей Сокол.

Внешне противосидение выглядело вполне симметричным и равновесным.

«Ситуация острая, — констатировал Сергей Сокол и, упреждая возможные сомнения, подчёркнул: – Позиция правительства Иркутской области остаётся неизменной: вредного производства на Байкале быть не должно!». Его оценка действий (вернее – бездействия) собственников комбината на этот раз была сформулирована остро и бескомпромиссно:  «О том, что белёная целлюлоза при замкнутом водообороте выпускаться не будет, а производство другой продукции нерентабельно, управляющая компания «Континенталь Менеджмент» должна была просчитать уже давно. …Но никаких мер собственником предпринято не было. Не найдены новые рынки сбыта, нет программы занятости работников предприятия. Нет предложений по запуску альтернативных производств.  … То, что мы сейчас наблюдаем, это полное отсутствие намерений решать вопрос конструктивно. Выплата заработной платы в декабре произошла благодаря нашей поддержке, нашему ресурсу, а собственник не ударил пальцем о палец».

Факт предстоящего сокращения 1600 работников Байкальского ЦБК  Сергей Сокол назвал событием «в масштабах области из ряда вон выходящим», а возникшую в связи с этим ситуацию – чрезвычайной для города Байкальска.

— Нельзя допустить социального взрыва в городе, — продолжил излагать точку зрения областного правительства председательствующий. — Интересы жителей не должны быть ущемлены никоим образом. Поэтому социально-экономические проблемы Байкальска находятся и будут постоянно находиться на контроле правительства региона. К их решению подключены и сибирские учёные, и федеральный центр. В стороне от этой проблемы стоит только собственник предприятия. Нет активной позиции и у Росимущества, в собственности которого находится, как вы знаете, 49 с половиной процентов акций БЦБК…

В словах председательствующего нет новой, ранее неизвестной присутствующим журналистам информации, но реальная польза, на мой взгляд, всё-таки есть. Она в жёсткости формулировок. В том, что вещи называются своими именами. Исполнительная власть перестала маяться в недомолвках и однозначно указывает на виновников искусственно рождённых социальной и экологической проблем Байкальска. Это, как следует из контекста всего совещания, собственники: подконтрольная Олегу Дерипаске лесопромышленная компания «Континенталь Менеджмент» и устранившееся от управления предприятием государство в лице Росимущества.

— Предлагаю этот вопрос обсудить, понять, что на эту тему думают собственник и представители администрации БЦБК, что мы можем предпринять в этой ситуации, — сказал Сергей Сокол и передал слово Анатолию Бахову, исполняющему обязанности генерального директора БЦБК.

Первая часть задачи, поставленной перед А. Баховым, оказалась заведомо невыполнимой. Анатолий Александрович не собственник. Он наёмный главный инженер предприятия, технарь, не располагающий должными управленческими полномочиями. Среди участников совещания вообще не было официальных представителей ни частного, ни государственного собственников, поэтому понять, что те думают, невозможно. Можно только предположить, догадаться. Но о своих догадках, даже если они давно сформировались в убеждения, главный инженер, похоже, публично говорить был не намерен. Поэтому, коротко обрисовав текущую техническую и социальную ситуацию на остановленном предприятии, он перешёл к главному: «Задолженность по выплате зарплаты уволенных и отпускников в январе составляет 32 миллиона 781 тыс. рублей. …А на счетах комбината находятся

1 миллион 264 тыс. руб. Из них на зарплату коллективу работающей ТЭЦ в ближайшее время будет перечислено 1 миллион 183 тыс. руб. Других средств на выплату зарплаты у предприятия нет. Единственный реальный источник их получения – возврат НДС…». Вот только в этом, в ускорении возврата НДС, по мнению А. Бахова, и может помочь коллективу правительство Иркутской области.

Александр Шендрик, председатель первичной профсоюзной организации БЦБК, тоже выразил надежду на скорый возврат НДС и благодарность всего коллектива региональному правительству за реальную помощь по выплате зарплаты за декабрь. Несколько раз подчеркнул, что со стороны исполнительной власти области «мы помощь ощущаем». Его удивляет другое.

[/dme:i]

— В своё время мы провели два митинга и пикет, — напомнил он участникам совещания. — Направили в различные инстанции обращения. И  коллектив, надеясь, что мы живём в правовом государстве, находился в ожидании. По закону об обращении граждан мы должны были получить ответы от президента страны и правительства Российской Федерации в течение месяца. Но мы их так и не получили, хотя прошло уже четыре месяца. Никакого решения по комбинату не принято. Коллектив остаётся в неведении.

Как раз поэтому, как я понял, профсоюз и наметил на день приезда в Иркутск президента страны проведение очередного пикетирования здания регионального правительства. Но первый заместитель председателя правительства Иркутской области, судя по дальнейшему развитию дискуссии, этого не понял или сделал вид, что не понял.  

— Вы какую цель преследуете этим пикетом? – спросил он. — Чего вы хотите добиться? Вы хотите, чтобы вас услышали? Вы хотите что-то кому-то продемонстрировать? Совещания, которое мы сегодня проводим, недостаточно для того, чтобы изложить свою позицию?

Вопрос следовал за вопросом, и скоро стало понятно, что если не самой главной, то одной из главных целей этого совещания было стремление отговорить представителей от проведения назначенного на следующий день пикета.  

— Мы специально журналистов пригласили, чтобы у вас была возможность высказать публично все претензии, которые вы имеете, — объяснял байкальской делегации Сергей Сокол. — Я так понимаю, что все ваши претензии направлены в основном на деятельность собственника. Я думаю, что вы уже почувствовали из тональности председательствующего на этом совещании, что у нас тоже есть много вопросов к собственнику. Давайте задавать эти вопросы вместе. Если же вы хотите лишний раз покрасоваться либо вы не в состоянии представить интересы вашего коллектива, тогда давайте обсуждать другие форматы. У нас есть более вместительный зал…

Чтобы убедить представителей Байкальска в безусловной поддержке их интересов и бессмысленности пикетного противостояния, на помощь председательствующему пришли другие участники совещания со стороны исполнительной и законодательной ветвей областной власти.

— Нам под предлогом необходимости выпуска белёной целлюлозы навязывают сегодня размыкание водооборота, чтобы мы опять начали плевать в озеро Байкал, — поддержал тональность председательствующего Юрий Гуртовой, заместитель губернатора Иркутской области. — Размыкание цикла подрывает имидж не только Байкальска и области, но и России в международном масштабе…

Обоснованные упрёки и претензии в адрес собственников, которых на совещании не было, пришлось принимать на себя Анатолию Бахову.

— Вы говорили, что реорганизуете комбинат, а сколько вкладывалось за последние 20 лет? – задал риторический вопрос Юрий Гуртовой и тут же ответил: – Никакой модернизации не происходило. Эксплуатировалось оборудование на износ, чтобы прийти к этому конкретному результату. …И даже выпуск белёной целлюлозы принесёт нам те же самые проблемы, которые мы сегодня с вами обсуждаем. …До каких пор Иркутская область будет прикрывать грудью те проблемы, которые вы создаёте? …Почему-то всё делается для того, чтобы опять нас пустить в тупиковую ситуацию… И профсоюзу надо открыть глаза. Если митинговать, то перед «Континенталь Менеджментом», а не перед иркутским правительством.

— Я бы тоже обратил внимание руководства профсоюзов, что нужно более тесно работать со своим руководством, — поддержал точку зрения коллеги Сергей Сокол. – Надо помогать нам подкреплять свою позицию в разговорах с федеральной властью. …Разговор должен быть не демонстративным, а содержательным.

— Вы просто лукавите здесь, — подхватил тему непроведённой модернизации предприятия Геннадий Нестерович, заместитель председателя Законодательного Собрания Иркутской области. — Вы сознательно приехали сюда для того, чтобы провести банкротство. Я прошлый раз на совещании говорил, Сергей Михайлович (Сокол. — Г.К.), нужно возбудить уголовное дело по преднамеренному банкротству. Потому что руководство сознательно шло к банкротству предприятия.

— Здесь присутствует Александр Воронин, первый заместитель прокурора Иркутской области, — заметил Сергей Сокол. — Он всё внимательно слушает. И я уверен, что прокуратура давно следит за тем, что связано с нарушениями, которые там были и до сих пор присутствуют. И что касается нарушений трудового законодательства, и что касается преднамеренного банкротства. …Просто специфика работы прокуратуры такая, что они не могут об этом говорить, пока что-то не завершено.

И, вновь обратившись к представителям Байкальского ЦБК и г. Байкальска, добавил: «Мне бы хотелось, чтобы вы понимали, что вы не одни».

— Но почему здесь нет собственников? – попыталась защитить Анатолия Бахова Лидия Ковшина, представитель трудового коллектива БЦБК. — Надо было Дерипаску или кого-то пригласить из Москвы, чтобы с него спросить. Беспочвенный какой-то разговор получается. А люди в отчаянии. Сегодня их целыми семьями увольняют. Поэтому мы и хотим пикетом обратить на себя внимание.

Даже сообщение Сергея Сокола о предстоящем совещании в федеральном правительстве по проблеме БЦБК, назначенном как раз на день проведения пикета, и твёрдом обещании, что эта тема будет поднята губернатором в разговоре с президентом страны, хоть и поколебали профсоюз в необходимости проведения акции протеста, но не переубедили. По окончании совещания А. Шендрик и Л. Ковшина достаточно уверенно сказали мне, что пикет состоится. Автобус заказан. Из Байкальска в Иркутск приедут 30 человек…

На следующий день в назначенное время я увидел на площади имени Кирова мёрзнущую с плакатами на морозном ветру горстку активистов Байкальского движения. Чтобы поддержать коллектив Байкальского ЦБК, они организовали свой санкционированный пикет. Но поддерживать оказалось некого.

— Где же байкальчане, где профсоюз БЦБК? – спросил я одного из пикетчиков.

— А профсоюз сдулся, — ответил он, шмыгая носом. – Им кроме зарплаты ничего не надо.

В тот же день на сайте правительства Иркутской области я прочитал официальное сообщение пресс-службы, в котором, в частности, указывалось, что «после совещания Сергей Сокол провёл личную встречу с представителями профсоюза БЦБК, в ходе неё он связался с руководством Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области. По итогам разговора руководитель УФНС по Иркутской области Пётр Ковальчук заверил, что НДС будет перечислен на предприятие в течение десяти дней».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры