В гости со своим уставом
Прихожанам соборной мечети предстоит сделать выбор
Разногласия между различными группами прихожан Иркутской соборной мечети, к сожалению, до сих пор не разрешились общим примирением. После визита в Иркутск заместителя председателя Центрального духовного управления мусульман России Тагира Саматова, завершившегося подписанием соглашения между ЦДУМ и Байкальским муфтиятом, свой ход сделала группа верующих, пытающаяся отстранить имама Фарита Мингалеева: в конце нынешней недели в Прибайкалье планирует прибыть руководитель Духовного управления мусульман азиатской части России (ДУМАР), член Совета муфтиев России Нафигулла Аширов. Поскольку имя этого общественного и религиозного деятеля в Иркутске мало известно, мы провели небольшой поиск на общедоступных информационных ресурсах в Интернете. Картина получилась впечатляющая.
Духовное управление мусульман азиатской части России – одно из самых молодых объединений верующих в Российской Федерации: организация была зарегистрирована Министерством юстиции в декабре 1998 года. Этому событию предшествовал долгий и сложный путь, которого хватило бы на приличный приключенческий роман. Нафигулла Надчатович Аширов родился в Тобольске в 1954 году, окончил областной техникум культуры, но в 1971 году был осуждён за грабёж, а вскоре после отбытия первого срока получил второй – за хулиганство. Второй срок изменил отношение молодого человека и к самому себе, и к окружающим, и он обратился к исламу.
В 1980 году, уже после избрания имам-хатыбом Тобольской мечети, Аширов уехал на учёбу в Бухару, в 1990 году ездил на «повышение квалификации» в Алжир. Способности и образование Аширова были оценены на родине, и с 1987 по 1992 год он работал в Духовном управлении мусульман европейской части СССР и Сибири. В то время отношения между Ашировым и лидером ДУМЕС (сейчас – Центральное духовное управление мусульман России) Талгатом Таджудином были вполне доверительные – Аширов был даже заместителем Таджудина.
Но в 1992 году из-за накопившихся разногласий Таджудин отстранил от занимаемых должностей сразу девять имамов, и среди них Аширова. С этой поры вокруг него время от времени происходят какие-то странные события, которые, с одной стороны, не заканчиваются конкретными обвинениями в противоправной деятельности, но с другой – явно выходят за рамки обычной общественной и религиозной деятельности. Аширова и его сторонников постоянно обвиняют в стремлении внести раскол в существующие многие десятилетия многонациональные мусульманские общины или переманить очередную общину под крыло ДУМАР – в Челябинске описание этой деятельности Аширова стоило газете «Возрождение Урала» года судебных разбирательств!
В 1996 году Аширову приписывали активное участие в попытке сместить имама одной из московских мечетей. В декабре 1999 года Аширова на несколько часов задержали, а в квартире, где он проживал, произвели обыск. Спустя восемь месяцев, во время съезда мусульман азиатской части России, сотрудники ФСБ в Омске арестовали назначенного Ашировым имама города Ишима – этого уроженца Узбекистана подозревали в подготовке покушения на президента Ислама Каримова.
Хотя Аширов прослыл яростным критиком пороков современной цивилизации, он, видимо, хорошо понимает преимущества, которые дают некоторые её структуры. Он частый гость телевизионных ток-шоу, выступает на радио, периодически делает громкие заявления, привлекающие огромное внимание средств массовой информации. Именно Аширов в 2005 году стал рупором группы мусульман, которая требовала убрать с российских паспортов все пять изображений креста (на гербе), а также более последовательно проводить в жизнь конституционный принцип «Россия – светское государство», запретив размещение христианских символов в общественных местах и офисах органов власти.
В мае 2008 года Аширов сделал очередное громкое заявление, предложив создать для национальных и религиозных меньшинств отдельные обособленные районы в городах и других населённых пунктах России, чтобы защитить их от «фашистского террора». Хотя для подобных заявлений у него были веские основания (за несколько дней до этого в Москве было совершено очередное нападение на молодую женщину в мусульманском платке), никто из лидеров исламских и других религиозных объединений не поддержал это предложение. Это, впрочем, неудивительно: слишком часто Нафигулла Аширов отказывается от своих слов или объясняет, что его неправильно поняли или злонамеренно исказили.
Оставим в стороне намеки СМИ на связи ДУМАР и неких зарубежных центров – может, и не было ничего. Пропустим мимо ушей очередное смелое сравнение операции «Литой свинец» и блокады Ленинграда – будем терпимы и тем подадим положительный пример. Но оценим реальные результаты. Спустя десять лет неустанной работы численность ДУМАР оценивают в сто мусульманских общин из 3,5–4 тысяч действующих в России. Если господин Аширов приедет в Иркутск, чтобы убедить верующих присоединиться к его объединению, это будет вполне понятно, но, принимая такое решение, верующим стоит знать вышеизложенное и очень хорошо подумать: хотят ли они, чтобы от их имени делали очередное скандальное заявление, а мечеть стала не только домом молитвы, но и политическим центром.