Топливные парадоксы
Стоимость топлива в Иркутской области снова может повыситься. При стабильных ценах на розничном рынке оптовые цены на ГСМ поползли вверх. Об этом вчера говорилось на встрече первого заместителя председателя правительства Иркутской области Сергея Сокола и руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Валентины Замориной. Сергей Сокол призвал коллег «действовать на опережение», с удовлетворением отметив, что пока это удаётся. Ведь цены ещё не выросли, а работа идёт.
Ситуация с ценами на топливо выглядит тем более парадоксальной, что прямо под Иркутском находится крупнейшее нефтехимическое производство, поставляющее свою продукцию не только на внутренний рынок, но и на экспорт. Ни в какие логические схемы не укладывается вопрос, почему в регионе цена на топливо выше, чем в соседних, не имеющих нефтеперерабатывающих предприятий. Завышенные цены – большая проблема не только для автовладельцев, но и для всех иркутян. «Топливная» составляющая тянет за собой рост цен на проезд, на продукты и в целом не способствует социальной стабильности.
Присутствовавший на встрече министр экономического развития, труда, науки и высшей школы Владимир Пашков рассказал о той работе, которая с июля велась в недрах областного правительства. Она была направлена не только на сдерживание темпов роста цен. «Вторая, и даже более важная задача – свести на нет диспаритет цен, который существовал между регионами СФО и Иркутской областью», – заявил Владимир Пашков. В начале июня, например, в Иркутске топливо стоило на 5-6 рублей дороже, чем в Красноярске. Даже в Читинской области и Бурятии цены оставались ниже иркутских». На сегодняшний день разница между Красноярском и Иркутском составляет 2-4 рубля в пользу Красноярска. Зато в Чите и Бурятии цены выше, и это «объяснимо с точки зрения логики, потому что у соседей заложена транспортная составляющая», – заметил Владимир Пашков.
Второй этап работы правительства, по словам министра, заключается в том, чтобы «диспаритет цен ещё минимизировать и, если возможно, привести цены в соответствие с той экономической ситуацией, которая складывается в регионе». С июня прошлого года в Иркутской области были достигнуты самые высокие темпы снижения цен (24%) по сравнению с другими регионами СФО. Например, в Красноярске цены снизились на 22%, в Улан-Удэ – на 20%, в Чите – на 17%, Хабаровске – на 15-16%.
Основной рычаг, которым государство может воздействовать на рыночную цену ГСМ, находится в руках антимонопольной службы. Он называется «антимонопольное законодательство», и в Иркутской области имеется широкое поле для его применения. Ведь основные проблемы – именно в отсутствии сильной конкуренции. У основного поставщика нефтепродуктов – компании «Роснефть» нет достойных соперников на иркутском рынке.
Глава Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Валентина Заморина подчеркнула, что «определённые моменты по снижению розничных цен достигнуты. Но считать, что это действительно рыночное снижение, мы не можем». Динамика цен на рынке розничных продаж ГСМ в последние месяцы не меняется. Изменение цены отмечается у мелких игроков, однако доля их продаж составляет менее 1%, и для потребителя погоды они не делают.
Валентина Заморина отметила, что, несмотря на стабильную цену в рознице, в январе-феврале начала расти оптовая цена. Однако для принятия мер антимонопольного реагирования ФАС нужна «стабильность изменения». Больше всего антимонопольные органы настораживает размер маржи между оптовой и розничной продажей. Эта маржа доходит до 11 рублей за литр бензина, а рентабельность составляет около 40%. «Это недопустимо, – категорично заявила Валентина Заморина. – Поэтому сейчас мы, проведя проверки совместно с органами внутренних дел, решаем вопрос о возбуждении дела по факту сговора розничных продавцов по превышению уровня рентабельности и получения необоснованно высокой маржи от продажи отдельных видов ГСМ на рынке Иркутской области. Как только будет возбуждено уголовное дело, информация будет доведена до всех жителей Иркутской области».
«Что касается Роснефти, то действительно, 25 июля 2008 года Иркутским управлением было выдано предписание, но так уж складывается ситуация, что наши предписания могут быть оспорены в суде. В декабре мы выиграли у Роснефти первую инстанцию, теперь предстоит пройти вторую», – пояснила Валентина Заморина. Суд второй инстанции должен состояться в конце февраля. В дальнейшем ФАС намерена отслеживать процесс формирования цен на оптовом рынке, что более значимо для фактического состояния дел на рынке продаж ГСМ.