издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Берег памяти моей»

  • Автор: Вадим ИНЕШИН, член Союза журналистов России, заслуженный работник культуры РФ

Выход в свет новой книги – важное событие не только в личной жизни автора, но и в культурной жизни города, района, региона. А таких книг в Черемхове вышло немало. Свои произведения представили на суд общественности А. Шишкина, В. Михеев, В. Черемуш, А. Серёдкин, Н. Зубарев, Л. Артёмова, И. Пшеничников, И. Ярина (последние четверо – из Черемховского района). Творчество этих авторов заслужило положительную оценку у читателей. И вот в свет вышла книга ещё одного автора – Татьяны Ковальской, члена Союза журналистов России, собкора «Восточно-Сибирской правды». По её признанию, создавалась она как подарок самому близкому и дорогому человеку – отцу Виктору Михайловичу Калашникову.

Имя это хорошо известно всему Черембассу, а также  за его пределами. Виктор Михайлович воевал в годы Великой Отечественной войны, имеет немало наград, после победы работал горным инженером, был выдвинут на руководящие должности, заслужил звание «Почётный гражданин  города Черемхова». Я хорошо знаю Виктора Михайловича, как и всю его семью. Поэтому  книга о нём, а точнее, одна из глав, в которой рассказывается о жизни и судьбе В. Калашникова, о его деде – сплавном лоцмане, произвела на меня огромное впечатление. Передо мной во всей полноте встал образ  человека, который не просто  прожил девяносто лет, а сделал  очень многое для того, чтобы жизнь была прекрасной, содержательной, временами просто захватывающей.

Татьяна Ковальская изучила род Калашниковых, корни которого уходят в далёкое прошлое. Генеалогическое древо оказалось настолько интересным, что если глубже покопаться в нём, то можно написать об отдельных его представителях целые романы. Автор уводит читателя к началу XVIII века, когда в городе Киренске поселились первые Калашниковы – основатели династии. Читая страницы книги о давно минувшем, словно переносишься в ту среду обитания и наглядно воспринимаешь отшумевшие события, их героев. Лично мне эта тема близка и понятна, ибо я сам жил в Киренске,  работал редактором газеты «Ленская правда», был знаком со многими  прекрасными людьми той среды, из которой вышел Виктор Михайлович  Калашников.

Его ленские корни хорошо показаны в книге. Особенно в ярком рассказе о деде Виктора Михайловича Калашникова по материнской линии – Иване Александровиче Аксаментове, ленском сплавном лоцмане. Такое ощущение, будто под пером автора оживает сама история, знать которую полезно не только родным по крови людям, но и всем, кто считает себя патриотом родного края.

Отдельный интерес представляют главы «Миниатюры», «Очерки, интервью, зарисовки». Написаны они в прозе. Я не знаю механизма выбора тем для этих газетных жанров. Могу лишь уверенно сказать, что автор пишет о том, в чём разбирается, и о тех, кого хорошо знает. Татьяна Ковальская строго выбирает  темы и сюжеты  для своих очерков, зарисовок о людях, героев интервью. А их в Черемхове немало,  достойных и интересных.

Многие миниатюры написаны в своеобразной форме. Рискну определить её как «музыку прозы».  Это как у Ромена Роллана в его замечательном «Кола Брюньоне», где проза произведения часто рифмуется.

Героями очерков автор выбрал людей, которые хорошо известны в городе и за его пределами. Один драматург, наш земляк Владимир Павлович Гуркин чего стоит! Конечно, о нём и раньше писали журналисты. Но Татьяна Викторовна нашла особые краски, особые детали биографии драматурга и его творческой лаборатории, отчего образ В.П. Гуркина предстаёт перед читателем в новом ракурсе.

Проникновенно написала Т.В. Ковальская о некоторых черемховских поэтах, чьи имена также хорошо известны любителям поэзии: о Валентине Фёдорове, Викторе Пестюрине, Фёдоре Дыдыкине. В эссе «О музыке слов» она исследует творчество поэта войны Нины Дятловой и современного поэта Елены Шаталиной. Кстати, о Елене Шаталиной в книге есть отдельный очерк: о молодой талантливой девушке из Черемхова, художнице и поэтессе, покорившей Санкт-Петербург. Очень тепло повествует автор о выдающемся нашем земляке, знаменитом басе Леониде Харитонове, народном артисте России, родившемся в селе Голуметь. Знаменитого певца я тоже знал, встречался с ним на его родине вместе с автором  очерка. Мне представлялось, что я всё узнал о нём из беседы, длившейся около трёх часов. Но Татьяна Викторовна расширила круг познаний о певце. В очерке он предстаёт перед нами  как подвижник, много сделавший и делающий для восстановления храма в Голумети. С такой же теплотой написан очерк об иркутской художнице Татьяне Громыко, которая в конце 90-х годов представляла свои работы в Черемховском выставочном зале.

Особую признательность автору мне хотелось высказать за интервью с замечательным балалаечником России Михаилом Рожковым. И вот почему. Я с детства влюблён в русские народные инструменты, в том числе и в балалайку; собрал в своё время целую серию грампластинок с записями виртуозов-балалаечников и оркестров народных инструментов, но мало что знал о Михаиле Рожкове. И не узнал бы никогда, если бы не очерк о нём Татьяны Ковальской «Гений трёх струн».

Как товарищ и друг Т. Ковальской на протяжении почти четверти века, я радуюсь её успехам в литературном творчестве, желаю ей новых взлётов, новых книг. Я восхищаюсь её трудолюбием, страстностью на сознательно избранном литературном пути. Думаю, что мои пожелания разделят все, кто прочтёт её новую книгу «Берег памяти моей».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры