издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Училище, которое мы потеряли

«Восточно-Сибирская правда» уже не раз обращалась к закрытию Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища. Это болезненная тема для многих, чья жизнь и работа были связаны с училищем, и вполне понятно, что интервью генерал-майора Геннадия Зиброва, начальника Воронежского военного авиационного инженерного университета, опубликованное в номере газеты за 17 января, вызвало неоднозначную реакцию. Напомним, что в нём генерал-майор Зибров нелестно отозвался о состоянии материально-учебной базы училища и бытовых условиях, в которых находились иркутские курсанты. Сегодня мы публикуем письмо, которое направила в адрес автора материала Дмитрия Люстрицкого группа офицеров – преподавателей и ветеранов ИВВАИУ.

Уважаемый Дмитрий Георгиевич!

Хотим выразить Вам благодарность за внимание к судьбе нашего училища и объективное изложение фактов из истории уничтожения ИВВАИУ, напечатанных в газете «Конкурент-ВСП» от 17.01.09 г. Нам думается, что Вы очень удачно при изложении этой истории применили военную лексику, потому что эти события иначе как сражением не назовёшь. Сражение неравных противников.

С одной стороны, старейший вуз ВВС – ИВВАИУ, который добился своего авторитета за счёт честного труда офицеров, гражданского персонала и курсантов, традициями которых являлись готовность и способность выполнять сложнейшие задачи, поставленные перед училищем, причём собственными силами. Училище, которое никогда не пользовалось благосклонностью руководства ВВС (не выделялись достаточные денежные средства для его развития), но добивалось значительных успехов за счёт героических усилий личного состава. Училище, которое по праву в 1975 году стало первым вузом, перешедшим из средних в ранг высших военно-учебных заведений ВВС. Училище, имевшее в своём составе 20 докторов и 140 кандидатов наук, 20 профессоров и 94 доцента (четырнадцатая позиция из 47 военных училищ (институтов) Министерства обороны Российской Федерации), было названо в 2008 году в числе 19 училищ, которые должны были остаться в Вооружённых силах и подлежали укрупнению и развитию.

С другой стороны – «пригретое», особенно тыловиками ВВС и МО РФ, учебное заведение – Воронежский АИУ. Этому вузу, в сравнении с ИВВАИУ, направлялись громадные денежные средства на строительство новых, ремонт «старых» объектов, благоустройство городка. Который совершенно непонятно как стал авиационным инженерным университетом, хотя в нём никогда не обучались курсанты ведущих специальностей инженерно-авиационной службы ВВС и отсутствовала научная школа по этим специальностям.

Выиграл «сражение» ВАИУ, в котором активное участие, на их стороне, принимали руководители ВВС и МО.

Однако после драки кулаками не машут. Мы понимаем, что после того как варварски, в праздничные и рождественские дни, без прощания с Боевым Знаменем и без соблюдения других воинских ритуалов, курсанты были отправлены в Воронеж, возвращение училища в Иркутск невозможно. Но хочется обратиться к Вам, уважаемому журналисту, с просьбой рассказать иркутянам, что в интервью с Вами начальник ВАИУ генерал-майор А. Г. Зибров в оценках нашего училища проявил себя непорядочным человеком, который сознательно искажает истинное положение дел.

Его посещение училища в 2005 году, о котором он говорит, действительно, сборами начальников вузов ВВС назвать сложно. Организация этих сборов осуществлялась руководством Направления военного образования ВВС, была поддержана участниками этих сборов и заключалась в проведении досуга по «полной» программе.

А то, что он – генерал-майор, доктор педагогических наук, по профессии тыловик – украдкой увидел в училище, не даёт ему право оценивать учебно-лабораторную базу

ИВВАИУ. Его низкая, необоснованная оценка базы училища не делает ему чести и как офицеру, и как руководителю смежного образовательного учреждения ВВС. Мы уже знаем, как он нелестно отзывается об иркутском училище перед его бывшими курсантами и какой вред наносит этим воспитанию будущих офицеров!

В действительности учебно-лабораторная база ИВВАИУ не только обеспечивала качественную подготовку авиационных специалистов, но и была достойным примером для других вузов по её составу, содержанию и качеству изготовления. Она не «устаревшая база 60-70 годов», как говорит генерал-майор Зибров, её оборудование было начато в 80-е годы и непрерывно развивалось и совершенствовалось до последних дней деятельности училища. Об этом свидетельствует и высокая оценка,  данная в поздравлениях училищу заместителем министра обороны РФ (в лице генерала армии А.Н. Панкова, самого активного участника «похорон» ИВВАИУ) Главнокомандующим ВВС в связи с его 75-летием в 2006 году.

В состав учебно-лабораторной базы ИВВАИУ входили такие уникальные объекты, как станция испытания авиационных двигателей, аэродинамический и тренажёрный корпусы, ангар-лаборатория, учебный аэродром, тир-манеж, учебно-экспериментальные лаборатории по аэродинамике с гидравлической трубой, с установками проверки элементов авиационных двигателей, объективного контроля оборудования и многие другие, которых и сегодня нет в других вузах ВВС.

О качестве подготовки курсантов иркутского училища надо судить не по результатам беглых осмотров его базы, а по оценке, которую даёт нашим выпускникам командование авиационных частей, в которых они продолжают службу. Отличные и хорошие отзывы на выпускников с 2003 по 2007 год составляют 81%. Особенно важно отметить, что процент увольняющихся из армии молодых офицеров на первых 2-3 годах службы самый низкий в ВВС.

Не можем не согласиться с последней фразой генерала, данной в интервью.

«Считаю, что история закрытия иркутского училища только начинается. Там много работы. Нужно разбираться и по доведению до такого состояния фондов, и по разграблению техники, и по земле». Действительно, это сделать необходимо, и при объективном разбирательстве, по нашему мнению, станет очевидно, что виновниками этого могут являться московские руководители ВВС и МО РФ, которые участвовали в ликвидации нашего училища. Это они привели к тому, что в училище 518 офицеров нуждаются в жилье, а жилой дом безуспешно строится с 2003 года. Это они привели к аварийному состоянию отдельных объектов, т.к. длительные годы не выделяли училищу денежные средства на строительство и ремонт фондов. Это по их вине появились серьёзные недостатки в воспитании и обучении курсантов, возникшие в последние годы из-за назначения на должность начальника училища некомпетентных приезжих лиц на короткие сроки, целью которых было не развитие училища, а только получение ими генеральского звания, учёной степени и личные материальные выгоды. Это они заключали договоры на невыгодное долевое строительство жилых домов на территории училища и не обеспечили их строительство без правонарушений. Видимо, эти «заслуги», по мнению руководства МО РФ и ВВС, послужили основанием для повышения их по службе.

Если, как заявляет генерал А.Н. Панков, «было бы преступно оставлять курсантов в училище», то в таком случае возникает вопрос об ответственности бывшего начальника училища генерала Величко И.И.

Очень жаль, что фактически ликвидировано замечательное училище, которым гордились иркутяне и тысячи его выпускников. Жалко и обидно за судьбу высококвалифицированного педагогического состава училища. Не позвольте же вы, иркутские журналисты, испачкать это грязью и необъективностью.

С уважением:

А.Г. Барсуков – генерал-майор авиации в отставке, начальник училища в 1991 – 2000 гг., кандидат технических наук, профессор. В училище 33 года.

Ю.А. Караваев – полковник запаса, заместитель начальника училища по УНР в 1992 – 1999 гг., кандидат технических наук, доцент. В училище 41 год.

М.И. Лайков – полковник запаса, начальник факультета АО в 1993 – 2007 гг., кандидат технических наук, доцент. В училище 30 лет.

В.Н. Железняк –полковник запаса, заведующий кафедрой, кандидат технических наук, доцент. В училище 29 лет.

С.А. Нацубидзе – полковник запаса, доцент кафедры, кандидат технических наук, доцент. В училище 41 год.

Н.А. Сажин – полковник запаса, профессор кафедры, кандидат технических наук, профессор. В училище 28 лет.

В.Д. Разумихин – полковник запаса, доцент кафедры, кандидат военных наук, доцент. В училище 23 года.

[dme:cats/]

С.А. Хадацкий – полковник запаса, доцент кафедры, кандидат технических наук, доцент. В училище 32 года.

[title=»Историческая справка» width=»100%»]
Иркутское юнкерское училище было основано 20 сентября 1872 года.
В ходатайстве по этому поводу на имя генерал-губернатора Восточной Сибири
генерал  Н.П. Синельников указывал на некомплект офицеров в частях округа, а также на необходимость пополнения офицерского состава местными уроженцами, которые, получая военное образование на месте, не смотрели бы
на службу в Сибири как на тяжёлую ссылку.

С мая 1931 года училище готовит кадры для ВВС. С 1992 года это единственное от Урала до Дальнего Востока военно-учебное заведение полного профиля, готовящее специалистов инженерно-авиационной службы. Всего в училище подготовлено более 70 тысяч военных авиационных специалистов, более 80 курсантов закончили обучение с золотой медалью. Четырнадцать выпускников училища удостоены высокого звания Героя Советского Союза и один – Героя Российской Федерации.

В 1998 году ИВВАИУ переименовано в Иркутский военный авиационный инженерный институт (ИВАИИ), и в нём стали готовить как инженеров, так и техников для ВВС. Училищу передана подготовка специалистов вертолётного профиля по средней программе обучения из сокращённого филиала Сызранского ВВАУЛ (г. Киров). С 2004 года – Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (военный институт).
90% поступающих в училище абитуриентов являлись жителями регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока. Согласно данным военного комиссариата Иркутской области, более 60% абитуриентов, отобранных военкоматами, поступали в ИВВАИУ, при этом количество желающих поступать в любой другой вуз Министерства обороны РФ, как правило, не превышает 6%.

Научный потенциал училища составлял 20 докторов наук, 140 кандидатов наук, 20 профессоров, 94 доцента. Учебно-материальная база училища включала более 200 специализированных аудиторий, моторо-испытательную станцию, комплексный тренажёр Ил-76 КТС-32, учебный аэродром. За последние три года училищем были получены самолёты Ту-22М3, Ил-76 (1 ед.), Ан-24Т, МИГ-29, два Су-27 и Л-39 и четыре вертолёта Ми-8МТ(Т). Оборудованы 17 компьютерных классов, общее количество современных ПЭВМ достигло 276. Библиотечный фонд насчитывает более 354 тысяч изданий.

В 2008 году по состоянию правопорядка и воинской дисциплины отмечается в числе лучших среди вузов ВВС. Выпускники училища высоко оценивались в войсках. 82% из них в срок один-два месяца допускались к самостоятельной работе.

В соответствии с федеральной программой «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года» Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище было определено в числе 19 вузов Министерства обороны Российской Федерации, подлежащих укрупнению.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры