Шанс на миллион
Под конец прошлого года люди, напуганные слухами о размерах и последствиях экономического кризиса, задумались о том, как сохранить сбережения. Большинство уже протоптанной в октябре дорогой понеслись в обменные пункты. Несмотря на кризис, люди оказались в не самой плохой ситуации: видя обвал государственной валюты, они могут предпринять попытки к спасению собственного кошелька. Экономисты, наблюдая за вариантами инвестирования сбережений, называют нынешний кризис уникальным.
«В России канун Нового года – довольно беспокойное время: неизвестно, чем закончатся праздники», – так рассуждала менеджер Алиса. Перед праздниками она задумалась о сохранности денег, которые лежали на рублёвом депозите, и на всякий случай сняла их.
Оставлять средства в банке теперь решаются далеко не все. Мотивируют решение забрать вклады довольно размыто: «Мало ли что». «Сейчас столько слухов ходит о том, что в марте рухнет банковская система, вот люди и перестраховываются, – поясняет доктор экономических наук Байкальского экономического университета экономики и права (БГУЭП) Лариса Соколова. – Я не очень понимаю, откуда берутся эти слухи, вероятно, из-за ожиданий массовых банкротств. Кроме того, в марте предвидится самый низкий доход от продаж нефти, потому что в декабре она торговалась дешевле всего. Конечно, будет тяжело. Но краха не будет».
По данным Иркутскстата, в 2008 году доходы населения региона составили 390774,5 млн. рублей, в декабре – 41468,7 млн. При этом объёмы сбережений населения во вкладах и ценных бумагах с ноября по декабрь в регионе сократились более чем вдвое. Доля этих средств на конец декабря 2008 года составила 5,4%. Ещё в ноябре она равнялась 12,5% – это рекорд последних двух лет. По сравнению с декабрём 2007 года доля собственно сбережений во вкладах и ценных бумагах снизилась на 3,4 процентных пункта. В последний месяц 2008 года в эти инструменты было инвестировано 2073,435 млн. рублей.
По мнению доцента БГУЭП Ирины Жижко, доля сбережений существенно сократилась в декабре в результате начавшихся увольнений и невыплат зарплат на предприятиях региона. «Люди просто стали «проедать» то, что сумели накопить за период подъёма экономики», – предположила Ирина Жижко. Причём сберегательный ресурс были вынуждены использовать или прекратить наращивать люди совершенно разных слоёв населения. «Сейчас копить нечего – мне, как и мужу, даже на полную зарплату рассчитывать не приходится. Пока снимаем уже накопленные деньги с карточек», – заметила чиновница Марина. «Раньше я раз в месяц стабильно откладывал некоторое количество денег на золотую «Мастеркард», но последние полгода не откладывается ни копейки – всё впритык», – пожаловался бизнесмен Кирилл.
Впрочем, экономисты пока не теряют оптимизма. По их наблюдениям, есть в области значительная часть населения, которая с декабря на свои сбережения регулярно покупает валюту. Менеджер Алиса среди них – предновогоднюю премию и деньги с рублёвого счёта в итоге она конвертировала в доллары.
«Несколько раз порывалась перевести в другую валюту, но пока оставила как есть: по крайней мере, по сравнению с декабрьским кросс-курсом за доллар я в выигрыше. Однако всё равно тревожно за эти деньги, доллар – тоже нестабильная валюта», – признаётся Алиса. Другой наш собеседник за американскую валюту пока спокоен: «Я думаю, минимум до конца февраля вполне разумно хранить сбережения в долларах, а после видно будет: может, и до лета продержать».
Декабрьскую транзакционную лихорадку в Иркутской области иллюстрирует статистика.
По данным Иркутскстата, в последний месяц 2008 года в структуре использования денежных доходов населения по сравнению с ноябрьскими данными на 1,8 процентных пункта вырос удельный вес покупки валюты (в сравнении с декабрьскими данными за 2007 год – на 0,8 пункта) и достиг 8,3% в общей структуре, что в денежном выражении составляет 3441,9 млн. рублей. Выше – 9% – было только в октябре, когда в результате скачков цены на доллар перенервничали очень многие жители области. В среднем за прошлый год на покупку валюты тратилось 5,4% всех доходов.
По информации Байкальского банка Сбербанка России, общий оборот иностранной валюты только в декабре 2008 года там составил свыше 100 млн. долларов. В том числе оборот наличной валюты достиг 80 млн. долларов, безналичной – 20 млн. долларов. По сравнению с данными за ноябрь оборот увеличился в среднем на 10%. «Инвестиции в валюту – самый доходный из доступных большинству инструментов. В банке накопления в рублях тают быстрее, чем растут проценты по ним», – заметила Ирина Жижко. В Байкальском банке с этим не спорят и приводят статистику за декабрь прироста по вкладам в иностранной валюте в сумме 1,62 млрд. в рублёвом эквиваленте.
Декабрьская тенденция развивается до сих пор. В российскую валюту, уверенно падавшую весь январь, сейчас уже мало кто верит. «Когда стало понятно, что до конца девальвации далеко, свои скромные сбережения (где-то два оклада) я перевела в евро, – сообщила молодой сотрудник одной из иркутских медиакомпаний Екатерина. – Менять буду исключительно в случае, если ещё вырастет. Маме посоветовала перевести часть денег в доллары, часть в евро. Но родители ещё предпочитают хранить на депозитах в рублях». Патриотов осталось немного. Представители буквально всех слоёв населения ринулись пробовать себя в валютных операциях. Пенсионерка Аврора по настоянию внучки перевела почти всю свою пенсию в евро. Бизнесмен Артур говорит, что сейчас все деньги, которые не уходят «на жизнь», раскладываются в доллары и евро приблизительно в одинаковых пропорциях.
«Валюта растёт, рубль падает, это макро-экономические факторы, которые от людей в регионе не зависят, и конца этому не видно, – рассуждает Ирина Жижко. – Население можно понять. Когда не совсем очевидна политика собственного государства, население старается защитить сбережения валютой других стран».
«Как только закончились каникулы, к пунктам обмена стало не прорваться, – заметила ещё одна наша собеседница Наталья. – Для того чтобы конвертировать деньги в евро, я простояла в очереди в банке 40 минут». По словам Натальи, в череде новоявленных «спекулянтов» можно было наблюдать совершенно контрастных персонажей: от студентки до мужчины представительной внешности, на глазах у всех поместившего в портфель 60 тыс. евро. То есть, по сути, двухкомнатную квартиру недалеко от центра. Экономически грамотными становятся даже дети. «Мой двенадцатилетний брат мелочь, оставшуюся после новогодних праздников, перевёл в десять евро», – сообщила корреспонденту «Конкурента» другая собеседница.
Сейчас валютные операции доступны и ребёнку, а инвестиции в недвижимость стали прерогативой ограниченного круга взрослых. «Пока цены на недвижимость упали, некоторые вкладываются в неё, однако это очень небольшой процент населения, кого экономические проблемы сильно не затронули, – отметила Ирина Жижко. – Причём покупаются не обычные квартиры в городе, а элитные коммерческие помещения или загородные дома». Те, у кого на недвижимость не хватает, приобретают на стремительно обесценивающиеся рубли качественные западные товары. Иркутяне, которые помнят кризисы прошлых лет, боятся, что вещи европейских брендов могут снова исчезнуть с прилавков. Строитель Константин рассказал, что на урезанную заработную плату он купил новую плиту, а бизнесмен Алексей сообщил, что теперь у него «нет денег и нет проблем: приобрёл себе Toyota-Rav4». Есть и те, кто тратится на российскую продукцию, курс на содействие которой обозначило правительство. «Из соображений поднятия экономики везде, где возможно, стараюсь поддерживать отечественного производителя, – сообщил наш собеседник, трудящийся в нефтяной отрасли. – Впрочем, теперь, прежде чем что-нибудь покупать, пять раз думаю: а надо ли мне это? И часто после размышлений отвечаю отрицательно».
«Такого кризиса ещё не было. Раньше перед людьми не стояло дилеммы, в чём сохранять деньги, – кулями закупали картошку, а не валюту», – делает вывод Лариса Соколова. Населению, несмотря на то что значительная часть его уже пережила не один кризис, сейчас приходится учиться ориентироваться в новой экономической ситуации заново.