Военврач Банщиков
К нашей встрече Ананий Иванович приготовил пухлую папку документов и фотографий начала и середины прошлого века. В них – вся история большой семьи Банщиковых. В ней было одиннадцать братьев и сестёр. И его собственной семьи, которой уже больше 50 лет. Тут же – удостоверения о наградах, Почётные грамоты, благодарственные письма, поздравления с юбилеями. Большое досье о большой жизни. Моему собеседнику недавно исполнилось 90 лет.
Энергии этого невысокого, по-сибирски крепкого человека можно только позавидовать. Родился он в 1918 году в многодетной семье кустаря-ремесленника в Нижегородской губернии. В детстве Ананий, как и другие деревенские ребятишки, никогда не чурался работы. Вместо игр все дети в их семье помогали отцу Ивану Васильевичу, который тачал сапоги, шил ботинки, тапочки, туфли. Но с самого раннего детства Ананий больше всего любил вытаскивать занозки из босых ног своих родных, перевязывать ранки. За это и в школе его постоянно выбирали санитаром. Поэтому родители не удивились, когда после окончания школы он им сообщил о своём решении стать врачом.
– Два года учёбы на рабфаке подтвердили, что я сделал правильный выбор, – рассказывает Ананий Иванович. – Потому в 1938 году с охотой пошёл в Горьковский медицинский институт – мечтал, что скоро буду самостоятельно делать хирургические операции…
Но в июне 1941 года, после окончания 4 курса, будущих военных врачей не отпустили на каникулы домой, а отправили на переподготовку в Саратовский мединститут. Через четыре месяца он с группой однокашников уже был под Сталинградом в 141-й отдельной стрелковой бригаде 40-й армии. Так он стал старшим врачом санитарного батальона.
Нелегко давались первые дни войны. В их походный госпиталь раненые бойцы поступали прямо с передовой, и очередь на операции не кончалась ни днём, ни ночью. Снаряды рвались рядом с палаткой, но врачи не отходили от операционных столов. Ананий Иванович тогда получил своё первое ранение. Медсестра перевязала рану, и он остался на боевом посту. Крови не боялся, но трудней всего было, когда нужно было ампутировать ногу или руку раненого.
– Надо было бороться до конца за жизнь каждого солдата – мы верили, что война всё равно рано или поздно кончится нашей победой и нужно будет налаживать мирное хозяйство, – вспоминает Ананий Иванович.
Он и сам не раз лежал на операционном столе. Трижды был ранен, а осколки в бедре до сих пор не дают покоя…
Куда только не забрасывала военная судьба военврача Банщикова! После разгрома немецких войск под Сталинградом он вместе с санбатом и с наступающей армией принимал участие в Орловско-Курском сражении, в освобождении Белоруссии.
Когда закончилась война, его санитарный батальон располагался во Франкфурте-на-Одере. Ещё целый год врачи залечивали раны советских воинов. Приходилось принимать и больных немцев. Для врача национальности нет.
После демобилизации капитан медицинской службы Банщиков снова поступил в родной мединститут на 5-й курс. Своих бывших друзей-студентов он здесь не встретил: позднее узнал, что из 150 однокурсников в живых остались человек десять.
– Трудно было на теоретических занятиях, – вспоминает Ананий Иванович. – Рядом на лекциях сидели молодые ребята, которым осваивать науку было легче, а мы на войне немного подрастеряли знания. Но на практических занятиях мы, фронтовики, конечно, были в ряду отличников.
В мирное время военный хирург стал врачом широкого профиля – уролог, рентгенолог, акушер-гинеколог. Был и администратором – главным врачом Илимской участковой больницы. Его неоднократно избирали депутатом Илимского сельского совета и Нижнеилимского районного совета. Уважаемый всеми доктор Банщиков лечил больных до своего восьмидесятилетия. А здоровье сохранил благодаря тому, что всегда вёл здоровый образ жизни – не курил и не пил.
– И сейчас ещё знакомые обращаются за советами, – улыбается ветеран. – И чтобы не потерять форму, я каждый день час-другой просматриваю свежую медицинскую литературу.
Ананий Иванович доволен, что дочь Светлана пошла по стопам отца, работает врачом. И что две внучки учатся в Братском медучилище. Достойная растёт смена дедушке. Теперь и книги по медицине есть кому передать.
– Он у меня скромный, – включается в разговор супруга Вера Павловна. – Не умеет о себе рассказывать. А вы посмотрите, сколько у него наград – и военных, и мирных, а благодарностей и Почётных грамот не счесть. Но почётным знаком «Отличник здравоохранения» он гордится особо: говорит, это главное признание его как врача.