Тема сокращений не раскрыта
Около трёхсот организаций Иркутской области с октября сократили или готовятся уволить часть своих сотрудников. По последним данным, без работы останутся почти девять тысяч человек. Но для большинства работодателей «сокращение» остаётся «немодным» словом. Это – оптимизация деятельности, уверяют они. В рамках такой «оптимизации» многие увольнения просто остаются за скобкой, потому что происходят по решению самих сотрудников, уставших работать без зарплаты.
Только за три первых рабочих дня в этом году о намерении сократить 210 сотрудников в областную службу занятости населения (СЗН) заявили семь организаций. Всего с 13 октября по 13 января 296 компаний, работающих в регионе, представили в СЗН сведения об увольнении персонала в связи с сокращением, реорганизацией или ликвидацией предприятия, рассказал «Конкуренту» руководитель СЗН Иркутской области Виктор Макаров. Высвобождаются 8996 рабочих мест.
31 предприятие области сообщило в службу занятости о готовящихся массовых высвобождениях, которые коснутся 4935 работников. Особенно сильно «зачищается» промышленность региона, причём совершенно в разных областях. 240 сотрудников ОАО «Восточно-Сибирский комбинат биотехнологий» в Тулуне в феврале потеряют работу. В апреле грядёт высвобождение 173 человек с ОАО «Усть-Илимский механический завод». Сокращает штат Ангарский электролизный химический комбинат (АЭХК). Там уволят 177 человек. По словам начальника центра по связям с общественностью АЭХК Александра Тетерина, в основном эта цифра состоит из сокращённых работников одного из участков комбината, ставшего «нерентабельным в нынешних условиях». «Однако большей части персонала будут предложены другие должности», – заверил Тетерин. Кризис затронул химическую промышленность и в Усолье-Сибирском. С ООО «Усольехимпром» с течение февраля и марта этого года уйдут 306 человек.
Сокращения – это не модно
Отрасль-рекордсмен по количеству сокращённых – лесная промышленность. По данным доклада председателя Иркутского областного объединения организаций профсоюзов на 15 декабря прошлого года, 58,3% всех работников области, предполагаемых к высвобождению, трудятся в лесной отрасли. Тяжелее всего придётся Усть-Илимскому и Братскому районам, где она сосредоточена. В связи с ликвидацией филиала ООО «Илим ЭКСИМ» в Братске в феврале-марте этого года будет уволен 171 сотрудник, ещё 156 из 191 работника уже высвободились с усть-илимского филиала в декабре прошлого года. В пресс-службе предприятия сообщили только, что «по плану оптимизации деятельности компаний «Группы Илим» в 2009 году будет сокращено 10% штата. Конкретные решения сейчас находятся в процессе проработки».
Председатель Иркутской областной профсоюзной организации работников лесных отраслей Сергей Филатов сообщил, что на предприятии «Илим Братск ЛДЗ» вышел приказ о сокращении в марте 176 из 207 сотрудников. Фактически это означает ликвидацию предприятия, отметил Филатов. Причём сокращение проводится с нарушением законодательства. О массовом увольнении работников должны были уведомить за три месяца, а не за два. Работодатель попытался обойти закон и разделил увольняемых сотрудников на четыре группы по 49 человек. Сокращение 120 работников и 40 вакансий ожидается на предприятии «Спецавтотранспорт» в Братске. Всего там задействовано около 600 человек. На Усть-Илимском ЛДЗ к 5 марта лишатся работы 242 человека.
Руководство компаний, занятых в лесной отрасли, слова «сокращение», понятное дело, не любит и предпочитает не употреблять. «Сокращения – это немодное слово, – заявил корреспонденту «Конкурента» заместитель директора филиала Усть-Илимского лесоперерабатывающего завода (УЛПК) Сергей Сизов. – У нас применяется оптимизация». По словам Сизова, программа оптимизации была разработана на УЛПК «в прошлом году, ещё до кризиса», рассчитана да 2011 года и предполагает опять же «оптимизацию» количества рабочих мест. «Где-то становится меньше вакансий, где-то идёт явное совмещение функций» – так описал Сергей Сизов действие программы. По информации СЗН, в марте на УЛПК высвободится 261 человек.
В Иркутске всё спокойно
В областном центре ситуация пока не критическая, считает директор Центра занятости населения (ГУ ЦЗН) Вера Татарникова. Максимальное количество работников, которых предполагается уволить с одного предприятия, не превышает 200 человек. Наиболее массовые увольнения, согласно официальным данным, грядут на ООО «ЛВЗ Байкальский кедр» – 188 человек в феврале этого года. Пресс-секретарь завода Анжелика Корнеева заявила «Конкуренту», что все увольнения связаны с реструктуризацией завода и сокращённые люди вернутся обратно на предприятие. Между тем, по словам Веры Татарниковой, «руководство завода мотивирует увольнения финансовыми трудностями, однако обещает, что, если заводу удастся их пережить, людей оставят на работе».
Крупное высвобождение – 133 человека – будет в феврале в ОАО «СибВАМИ». «Но к нам в центр из них должны обратиться только 87 человек, остальные будут переведены на другие должности либо отправлены на пенсию», – пояснила Вера Татарникова. Сокращения коснутся и гостиничного бизнеса: 44 работника курорта «Ангара» будут уволены, сообщила Татарникова.
Существенно сократилось количество работников в сфере операций с недвижимостью. Число ипотечных брокеров в области снизилось примерно на 70%, рассказала руководитель ООО «Иркутский территориальный центр подготовки и сертификации ипотечных брокеров» Елена Папсуева. «Все те, кто закончил у нас курсы, сейчас остались без работы, – признала она. – Однако ещё больше кризис коснулся риэлторов. Я сама, как владелец агентства недвижимости, могу сказать, что сократила 60% персонала. А во многих компаниях Иркутска остались всего один-два человека».
Аналитик недвижимости АН «Тысячелетие» Юрий Винников пояснил, что «принудительно людей никто не сокращает, но мы работаем на проценты, и каждый сотрудник самостоятельно решает, где кончается рентабельность». Об окупаемости говорить не приходится, если компания сидит в съёмном офисе. «Я знаю несколько фирм, которые закрылись или съехали в помещение, где арендная плата ниже», – сообщил вице-президент гильдии риэлторов Владимир Долгополов.
Тема сокращений в строительстве не раскрыта. Все опрошенные «Конкурентом» застройщики сокращение персонала отрицают, заявляя только об уменьшении аппетита на новых сотрудников. «Снижение количества работников у нас связано с сезоном: гастарбайтеры, которые работают на большинстве наших объектов, сейчас разъехались, – пояснила директор по управлению персоналом УК «Востсибстрой» Оксана Артамонова. – На следующий год из-за уменьшения количества возводимых объектов и отсутствия новых наша потребность в иностранной рабочей силе сократится на треть». Директор фирмы «Иркутская миграционная биржа труда» Игорь Танзыбаев сообщил, что те компании, которые раньше привозили по 300–450 гастарбайтеров, сейчас и вовсе отказались от заказов или сократили их в три раза. По информации Веры Татарниковой, пока о сокращениях на самом предприятии сообщил только Иркутскпромстрой, где будет уволено 40 человек.
Плюс-минус условности
Между тем в рекрутинговых компаниях говорят о постепенном увеличении количества свободных строителей на рынке. «Сейчас в базе соискателей представлены почти все профессии, которых раньше было днём с огнём не сыскать: архитекторы, проектировщики, инженеры-строители, естественно, есть и юристы, и специалисты по продажам», – перечислила менеджер по подбору персонала агентства «Левобережье» Марина Кабанцева. По её словам, ещё недавно особо востребованные работники могли позволить себе чрезмерно высокие требования к работодателям, а теперь приверед нет. Как практически нет и вакансий. «К нам стало приходить много монтажников-высотников, в то время как работодатели вообще не звонят», – сообщили в кадровом агентстве «Лицей №17».
По словам директора Иркутского ЦЗН, большое количество сотрудников небольших строительных фирм в областном центре уволились сами, не выдержав работы без содержания. «Многие люди пишут заявления об увольнении по собственному желанию, когда устают сидеть без заработной платы, а о количестве таких документов компании не обязаны отчитываться перед ЦЗН», – подтвердила директор ОГУ ЦЗН города Шелехова Мария Кокорина. По официальным данным из доклада председателя Иркутского областного объединения организаций профсоюзов, уже на 15 декабря 2008 численность работников, находящихся в простое по вине работодателя, достигла 595 человек, а работающих неполное рабочее время по инициативе администрации – 696 человек.
Как рассказали работники одной из иркутских строительных компаний, до февраля их предприятие перешло на 24-часовую рабочую неделю: официально люди трудятся с 10.00 до 16. 00 до четверга, а в пятницу отдыхают, хотя на самом деле работают по стандартному графику. «Честнее было бы, если бы мы работали, например, три, но полных дня в неделю, ведь отпускные начисляются, исходя из длины рабочего дня, и, соответственно, тоже будут сокращены», – рассуждает сотрудник этой фирмы, где, впрочем, по такому же графику трудится и управляющий компанией. 365 работников шелеховского ОАО «Иркутсккабель» находятся в вынужденном простое по вине работодателя и получают только две трети заработной платы, в таком же положении 41 из 181 работника ОАО «СУАЛ». Ещё 31 сотрудник из 511 на ОАО «Иркутсккабель» отправлен в отпуск без сохранения заработной платы, 20 из 457 – в неоплачиваемом отпуске в ЗАО «Кремний» (ОК «РУСАЛ).
Министр экономического развития Иркутской области Владимир Пашков сообщил, что ситуация с сокращениями на предприятиях области «отслеживается в режиме он-лайн, мониторинг ведут служба занятости и комитет по труду, мы еженедельно предоставляем информацию об этом в Минэкономразвития, Минэкономнауки, федеральному инспектору по СФО и ещё много куда». Об иных мероприятиях по решению проблем с массовыми увольнениями Владимир Пашков не сообщал.