издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дефицита нет

Но никого это не радует

Бюджет Иркутска на 2009 год впервые за много лет бездефицитен. Но радоваться нечему. Доходы упали почти на 1,3 млрд. рублей, расходы сокращены на 2 млрд. рублей. Такие сокращения обусловлены сложной финансовой обстановкой. Тем не менее, по оценкам экспертов, Иркутск входит в кризис в более мягком варианте, чем региональная казна. Практически все социальные расходы сохранены неизменными.

Сегодня проект бюджета рассматривается на заседании Думы города. А в минувшую пятницу он прошёл обсуждение на общественных слушаниях в мэрии Иркутска. Кризис создал прецедент. Впервые за последние годы бюджет Иркутска не увеличился, а сократился. Несколько лет муниципальная казна уверенно пополнялась. Бюджет на 2007 год был на миллиард больше, чем в 2006-м. Казна 2008 года выросла на 15%, это почти 1,4 млрд. рублей. А в этом году собственные доходы бюджета сокращены практически на такую же сумму (в конце 2007 года этот показатель дал рост на 1,1 млрд. рублей).

Как сообщила первый заместитель мэра, председатель комитета по экономике и финансам администрации Иркутска Галина Зюбр, доходы и расходы выравнены по одной цифре – 10 млрд. 14 млн. рублей, дефицит сведён к нулю. Аналогичный показатель 2008 года по доходам составлял 11,3 млрд. рублей, по расходам – 12 млрд. рублей. Дефицит – 611 млн. рублей. Собственные доходы муниципальной казны в расчётах 2008 года – 86,4% (или 9,8 млрд. рублей), прогноз на 2009 год – 8,6 млрд. рублей (85,9%). На 134,9 млн. рублей меньше получит Иркутск в виде субвенций (в 2008 году город мог претендовать на 1,5 млрд. рублей, сейчас – только на 14,1 миллиарда).

Неналоговые доходы областного бюджета уменьшились на 713 млн. рублей и составили более 2 млрд. рублей (24% от объёма собственных доходов). Как пояснила Галина Зюбр, около 500 млн. рублей город недобрал на продаже муниципального имущества. В прошлом году картина была совсем иной. По сравнению с 2006 годом неналоговые сборы были увеличены на 72%, или почти на 1,6 млрд. рублей. И составили 2,8 млрд. рублей. Впрочем, наблюдатели как раз и прогнозировали такое развитие ситуации. В 2007-м город активно распродавал оставшееся имущество – доходы от этого вида деятельности выросли почти в 2,5 раза. Налоговые сборы составили 5,8 млрд. рублей, это 68% от собственных доходов. Для сравнения – в проекте бюджета 2008 года они оценивались в 5,9 млрд. рублей. Казалось бы, убытка практически нет. Если не знать, что по сравнению с 2007 налоговые сборы увеличились на 2 млрд. рублей. То есть на треть. Теперь увеличения никакого.

Причём налог на доходы физлиц составил 4,3 млрд. рублей (74%). Два года назад его сумма оценивалась в 2,1 млрд. рублей, а год назад – в 3,8 млрд. рублей. Таким образом, принятие поправок в региональный закон «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты» съело почти двукратный ежегодный рост сборов по НДФЛ. Муниципальные финансисты не дают прогнозов, насколько сборы «подоходника» могут сократиться в следующем году. Единый налог на вменённый доход прогнозируется в сумме 522,9 млн. рублей (9%). Налог на имущество физлиц – 103,1 млн. рублей (2%). 13% составляет земельный налог (761,5 млн. рублей). Госпошлина – 100 млн. рублей (около 2%). В целом в связи с принятием «межбюджетных» поправок Иркутск потерял около 2 млрд. рублей. Безвозмездные перечисления без учёта субвенций составили 691,9 млн. рублей, или 8% от объёма собственных доходов.

Расходы муниципальной казны сократились почти на 2 млрд. рублей (или на 16,6%). Если в 2008 году они оценивались более чем в 12 млрд. рублей, то на 2009-й планируется чуть более 10 млрд. рублей. Если сравнить с прошлым годом, то тогда был отмечен рост в 23,9% (2,2 млрд. рублей). И это почти на 6% выше, чем соотношение 2007 года к 2006-му. Более чем на миллиард – с 9,3 до 8,2 млрд. рублей – сократились текущие расходы. Как пояснила Галина Зюбр, более 57% отдано на «социалку» (в прошлом году – 52%). Это около 5,7 млрд. рублей. В том числе на здравоохранение и спорт – 1,7 млрд. рублей, на образование – 3,4 млрд. рублей, 395 млн. рублей – на социальную политику и 198 миллионов – на культуру. Впервые в 2009 году будут заложены 1,7 млн. рублей на муниципальную программу развития инноваций, сообщила Галина Зюбр.

4,6 млрд. рублей мэрия направит на поддержку социальных учреждений (в прошлом году сумма оценивалась в 3,8 млрд. рублей). Около 3,9 млрд. рублей уйдёт на оплату труда муниципальных бюджетников, 282 млн. рублей – на коммунальные услуги бюджетной сферы, 218 – на покупку для них продуктов питания, 92 млн. рублей – на медикаменты, на подготовку к зиме объектов ЖКХ – 87 млн. рублей. Иные расходы и траты на управление составят около 14% от объёма расходов (около 1,4 млрд. рублей).

На городское хозяйство уйдёт 29%, или 2,8 млрд. рублей. Расходы по сравнению с прошлым годом увеличены не были (в бюджет 2008 года была заложена сумма на 500 млн. выше, чем в 2007-м). Доля городского хозяйства в общей структуре расходов сократилась примерно на 10%. Самый крупный объём расходов по традиции приходится на городское благоустройство – 1,8 млрд. рублей. На жилищное хозяйство – 571,7 млн. рублей, на коммунальное – 241 миллион, на транспорт – 159,7 млн. рублей.

На содержание органов местного самоуправления власти отдадут 862 млн. рублей. 258 миллионов заложено в городской резервный фонд, 66,5 млн. рублей – на содержание муниципальных учреждений. 38 млн. рублей власти направят на информационное освещение деятельности Думы и администрации Иркутска. 35 млн. рублей – на обслуживание государственного долга. 28 млн. рублей – на проведение выборов в городскую Думу. Как рассказала Галина Зюбр, в 2009 году мэрия намерена профинансировать ранее действовавшие программы и несколько новых. На укрепление правопорядка будет направлено 21,1 млн. рублей, на программу «Электронный Иркутск» – 20 миллионов. На поддержку малого и среднего предпринимательства – 6,6 млн. рублей, на развитие туризма – 4 млн. рублей, около 300 тыс. – на программу улучшения условий и охраны труда. Что такое сокращение расходов в приложении к существующим реалиям, хорошо почувствовали депутаты. Если в 2008 году на одного городского парламентария приходилось по четыре установленные детские площадки, то теперь – только по две.

Городская Контрольно-счётная палата (КСП) назвала бездефицитный бюджет на 2009 год «единственно правильным решением». Специалисты КСП отметили, что серьёзно бюджет пострадал в инвестиционной составляющей – пришлось уменьшить расходы на этот сектор на 49%. Однако положительно то, что никаких необеспеченных обязательств в муниципальном бюджете нет. «В целом динамика остаётся положительной, – отметила председатель думской комиссии по экономической политике и бюджету Ирина Цвигун. – Рост бюджета замедлился, но катастрофического положения нет. Однако я хотела бы напомнить слова губернатора Игоря Есиповского, который гарантировал Иркутску возмещение в течение 2009 года выпавших доходов». «Стоит признать: бюджет Иркутска входит в кризис мягче, чем, к примеру, региональная казна, – заявил председатель общественной организации предпринимателей Иркутской области Ильдус Галяутдинов. – Но это не отменяет того факта, что при перераспределении межбюджетных трансфертов депутаты ЗС от Иркутска его интересов отстоять не сумели».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры