Миссия выполнима
... или Как обновляется судебный корпус Приангарья
Хороший работник всегда ценился на вес золота. И сегодня кадровый вопрос – не последний, а, скорее, один из приоритетных. Возьми любое предприятие или госучреждение – спрос на профессионалов, целеустремлённых, влюблённых в своё дело людей есть всегда. А вот попасть в ряды судейского сообщества не так-то просто: претендентов, желающих примерить чёрную мантию, хоть отбавляй, но не все проходят строгий отбор в Квалификационной коллегии судей Приангарья. О проблеме качества судебного корпуса речь шла и на прошедшем в начале декабря съезде судей в Москве. О новациях в кадровой политике судебной системы, неожиданных и ожидаемых, наш разговор с председателем Квалификационной коллегии Иркутской области, судьёй областного суда, кандидатом юридических наук Сергеем МАКАРОВЫМ.
– Для меня участие в столь представительном собрании судей – своеобразный дебют. И очень важно, что проблемы нашего судейского сообщества нашли отклик у президента страны.
– На съезде Дмитрий Медведев отметил качество образования, профессионализм и безупречную репутацию большинства судей. Но посетовал на то, что в России по сравнению с другими европейскими странами слишком часто полномочия судей прекращаются досрочно. В «Российской газете» приводилась цифра – до 100 судей в год.
– Да, это прозвучало и на съезде, президент предложил создать единый дисциплинарный орган, не встроенный в вертикаль судебной власти, который мог бы рассматривать меры дисциплинарного воздействия на людей в мантиях. Думаю, это правильно. Пока не прописана конкретика, каким будет механизм дисциплинарного суда: будет ли он организован в каждом регионе при квалификационных коллегиях или только в центре, и как будет строиться работа.
Судейское сообщество заинтересовано в очищении своих рядов от людей недобросовестных. Коллегия рассматривает жалобы на неэтичное поведение судей, волокиту. Если по результатам проверки данные по жалобе подтвердились, на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание, вплоть до лишения полномочий. Правом возбуждать уголовное производство по делу в отношении судей коллегия не обладает, мы лишь даём или не даём согласие на возбуждение дела. Далее работают компетентные органы.
– Много жалоб к вам поступило в этом году?
– Около двухсот пятидесяти, идёт заметное снижение по сравнению с предыдущими годами: 2007 год – 303 жалобы, 2006-й – более 500 обращений. Причём треть заявлений, поступивших в коллегию в этом году, – от граждан, недовольных судебным решением по делу. Авторы писем убеждены, что коллегия должна и может заставить судей принять другие решения. Мы не имеем права вмешиваться в процессуальную деятельность судьи, это вне нашей компетенции. Решения суда следует обжаловать в кассационном и надзорном порядке.
Часто граждане жалуются на необоснованное затягивание судебных процессов. Могу сказать, что на такие факты мы реагируем жёстко, без церемоний. Так, за волокиту был досрочно лишён полномочий председатель и судья Киренского районного суда, теперь уже бывший, Алим Волощук.
Предваряя вопрос о лишённом ранее полномочий Михаиле Добринце, бывшем председателе Черемховского районного суда, могу сказать, что в отношении него продолжается следствие. Знаю, что обсуждался вопрос о предъявлении ему обвинения по другим статьям.
Что касается фактов коррупции в судейском сообществе, одним из поводов для прекращения полномочий бывшего председателя Ольхонского районного суда коллегия признала злоупотребление служебными полномочиями при защите бизнеса близкого родственника. Это коллегия сочла совершенно недопустимым.
Всего, по данным Высшей квалификационной коллегии России, за 4 года в целом по стране были привлечены к ответственности 1157 судей, 278 досрочно лишены полномочий, дано согласие на возбуждение 62 уголовных дел в отношении лиц, занимавших судейские должности.
– Эти цифры говорят о том, что, может быть, стоит вести более жёсткую кадровую политику в отношении кандидатов в судьи.
– Мы тщательно проверяем всех кандидатов, посылаем запросы в шесть инстанций. В этом году из 112 претендентов комиссия не рекомендовала 26 человек. Одному отказали из-за того, что он дал недостоверные сведения о судимости родственников.
Если человек собирается стать судьёй, это значит, что он выбирает себе профессию не на 5 – 10 лет – он выбирает себе жизненный путь. И в этом случае рассматриваются не только его профессиональные, но и моральные качества.
– А если проверять кандидатов на детекторе лжи?
– Убеждён, любую машину можно обмануть, всё зависит от силы воли человека, его настроя. Помните фильм «Ошибка резидента»? Бекасу удалось обвести иностранных разведчиков вокруг пальца. И это не выдумка режиссёра. Полезны, думаю, психологические тесты при отборе кандидатов – сейчас идёт накопление базового материала, а пока мы учитываем их наряду с другими материалами.
Повторюсь, очень многое зависит от порядочности человека. В любом случае решение о рекомендации кандидата на должность судьи принимает коллегия, в составе которой 20 человек – это профессионалы своего дела с большим жизненным опытом.
– На съезде также поднимался вопрос о бессрочном назначении судей, без процедуры переназначения после трёх лет работы. Как вы к этой инициативе относитесь?
– Съезд это предложение не поддержал. Я тоже считаю, что трёхлетний срок и последующее переназначение для судьи всё же необходимы. За три года становится понятно, может быть человек судьёй или нет.
Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев внёс предложение о профессиональной подготовке молодых судей. Соответствующий законопроект направлен на рассмотрение депутатов Госдумы.
В этом плане мне показался интересным опыт Португалии. Претенденты на должность судей в этой стране, пройдя определённое тестирование, два года обучаются в специальном учебном центре. Заниматься другой деятельностью всё это время они не имеют права, государство выплачивает им стипендию, направляет на практику. По прошествии двух лет студенты сдают экзамены, по результатам которых создаётся рейтинг. Набравшие наибольшее количество баллов занимают верхние позиции рейтинга. Им соответственно предлагаются лучшие вакансии в судебной системе.
Наша судебная система, конечно, другая. Сейчас Верховный суд просчитывает наиболее приемлемые, в том числе и с экономической точки зрения, варианты обучения молодых судей.
Беседовала Ольга СТАНКЕЕВА