Андрей Коновалов: И у компании, и у наших сотрудников накоплен большой запас прочности
К концу года ОАО «Иркутскэнерго» откорректировало свои финансово-экономические планы. В компании не принято говорить о кризисе, скорее – об антикризисном управлении, что актуальнее и для области, и для страны в целом. Возникающие проблемы региональных потребителей – и промышленных, и социальных – так или иначе отражаются на энергокомпании: кто-то ограничил потребление, кто-то задерживает платежи, а планку надёжности для энергокомпании никто не снижал. Энергетики надеются на лучшее, но готовятся к любым экономическим зигзагам. Здесь считают, что именно сейчас важно адекватно, без неоправданного оптимизма оценить происходящие процессы, чтобы эффективно управлять собственным бизнесом и, соответственно, избавить от форс-мажоров своих партнёров. О том, как системообразующая компания реагирует на проявления нестабильности в экономике и каким видится её будущее, рассказывает генеральный директор ОАО «Иркутскэнерго» Андрей Коновалов.
– Чем обусловлена инициатива ОАО «Иркутскэнерго» по внесению корректировок в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики?
– Компания подала заявку о включении объектов в генсхему ещё в 2006 году. Речь шла о реконструкции блоков на 330 МВт в Саянске, строительстве станции на 900 МВт в Усть-Куте, станций в Иркутске и Тайшете, соответственно, на 450 МВт и 990 МВт. За два года воды утекло много, ряд позиций переосмыслили и энергокомпании. Во-первых, поняли, что инвестиционными деньгами придётся распоряжаться всерьёз, а опыта строительства станций в постсоветский период практически нет. Во-вторых, начался кризис и все, кто рассчитывал доверстать инвестиционные программы с помощью исключительно заёмных средств, осознали невозможность этого варианта. При этом Минэнерго осуществляет жёсткий контроль над вводом объектов генсхемы. Но в отличие от генерирующих компаний, которые подписали соглашения, предусматривающие жёсткие штрафные санкции, у «Иркутскэнерго» подобных обременений по инвестпрограмме нет.
Кроме того, появился ещё один повод скорректировать инвестпрограмму. Два года назад в планах энергетиков газовая генерация не стояла на первом месте: сначала предполагалось строить угольные станции, потом газовые. Теперь приоритеты изменились. Сейчас на территории Иркутской области разворачивают активную деятельность Газпром и нефтедобывающие компании. На рубеже 2014 года только в районе Усть-Кута может появиться 2–2,5 млрд. кубометров попутного газа. В силу требований экологического законодательства этот газ должен быть переработан, для чего необходимо строительство предприятий по газоразделению и генерации. «Иркутскэнерго» может построить в Усть-Куте ТЭС, но при наличии приемлемой цены на газ, а также адекватных условий распределения инвестиций. Важно понять, будут ли в процессе создания новых мощностей принимать участие нефтяники и газовики. Эти вопросы пока остаются открытыми.
– Какие конкретно изменения произошли в ваших планах?
– В целом программа и наши предложения в генсхему остаются на прежнем уровне. На Ново-Зиминской ТЭЦ планируется введение двух угольных блоков по 160 МВт, причём комбинированных агрегатов, которые могут работать одновременно на угле и на газе. Изменён проект в Иркутске: мы планировали один блок на 450 МВт, но пришли к выводу, что для того, чтобы инвестиции были более гибкими, оптимально строить три газовых блока по 100 МВт. Компактное размещение трёх блоков вместо одного – выгоднее и с экологической точки зрения. Далее, строительство парогазовой ТЭС мощностью 1200 МВт по конденсационному циклу в районе Усть-Кута на попутном газе. И, наконец, Тайшет: учитывая перенос сроков пуска Тайшетского алюминиевого завода, предлагается в период до 2020 года предусмотреть строительство одного блока на 330 МВт. Таким образом, мы сохраняем все объёмы по вводу объектов, лишь сдвигая их по времени на два-три года и несколько меняя структуру генерирующих активов и видов топлива. Очевидно, что мировой кризис обусловит снижение потребления электроэнергии, но это даст нам передышку для того, чтобы без спешки и суеты приступить к строительству запланированных объектов. Финансирование по-прежнему предполагается осуществлять как за счёт собственных и заёмных средств компании, так и за счёт проведения дополнительной эмиссии акций ОАО «Иркутскэнерго» и её последующего размещения.
– Совет директоров компании всё-таки принял решение о выпуске облигаций. Вы довольны итогами размещения?
– Первичное размещение облигаций на сумму 5 млрд. рублей состоялось 4 декабря. Мы не ждали никаких чудес. Для нас это возможность финансировать краткосрочные обязательства и существенно структурировать долговую нагрузку в пользу долгосрочных схем.
– Есть ли корректировки в текущей инвестиционной программе? Что ожидаете в 2009 году?
[/dme:i]
– Мы заканчиваем начатое, но в более жёстких условиях. В 2008 году ОАО «Иркутскэнерго» реализовало ряд важных инвестиционных проектов, уже знакомых жителям области: заменена часть рабочих колёс на Братской ГЭС, построена подстанция «Ключи», завершён вантовый переход теплотрассы № 4 через Ангару, проведены работы по реконструкции градирни на Ново-Иркутской ТЭЦ, заканчивается строительство подъездного железнодорожного полотна от станции Суховская до ТЭЦ-10 протяжённостью 5,4 км… Общий объём инвестиционной программы компании с учётом антикризисных мероприятий составил 5,059 млрд. рублей.
В 2009 году компания намерена продолжить реализацию ключевых инвестиционных проектов, направленных прежде всего на поддержание надёжной работы оборудования, обеспечение бесперебойного энергоснабжения потребителей, снижение издержек и оптимизацию производства. Объём инвестиционной программы на 2009 год составит 3,25 млрд. рублей. В частности, по программе реконструкции и технического перевооружения тепловых сетей на объектах ОАО «Иркутскэнерго» запланировано освоить 366 млн. рублей, на реконструкцию блока Усть-Илимской ГЭС планируется направить 145 млн. руб., на реконструкцию открытого распределительного устройства ТЭЦ-10 – 50 млн. руб. То есть на месте стоять не будем.
– Относится ли это к строительству газовой котельной в Братске?
– Всё, что касается строительства модульной котельной на газе мощностью 5 МВт в Братске, скреплено соответствующими договорённостями с Газпромом. Проект будет запущен в августе следующего года, он приоритетен для нас. Мы рассчитываем отладить на нём технологии эксплуатации мощностей, работающих на газе.
– Что станет с проектом «Юг» в Иркутске?
– В него также внесены коррективы, но для нас он по-прежнему остаётся одним из ключевых. Мы планировали ввод 10 километров тепломагистрали Иркутск – Ангарск в августе-сентябре 2009 года, но фактически сроки передвинуты на 2010 год. В микрорайоне Ново-Ленино в 2009 году в рамках проекта будут проведены работы, связанные с благоустройством, в объёме 22 млн. рублей. В целом эффект от этого проекта мы уже получаем: несколько электрокотельных закрыты, высвобождены 50 МВт энергии, запущена тепломагистраль от Ново-Иркутской ТЭЦ в Правобережный район Иркутска. По нашим оценкам, перенос сроков реализации проекта «Юг» не будет иметь негативных последствий для города. В своё время мы занимались высвобождением мощностей для вновь вводимого жилья, однако сегодня строительная отрасль также корректирует свои планы.
– Насколько сокращение потребления электроэнергии становится ощутимым?
– По данным Минэнерго, за октябрь падение уровня потребления в европейской части страны составило 5,6%. Во второй ценовой зоне это проявляется меньше, но, тем не менее, мы это ощущаем, а в дальнейшем эти проявления будут ещё более серьёзными – вплоть до перебоев в сроках и объёмах платежей. С другой стороны, существует дефицит доступных инвестиционных ресурсов. Банки резко повысили ставки по кредитам, кредиты стали проблемными. Если раньше финансовые организации выстраивались в очередь к тем, кто готов взять кредит, то теперь даже при высоких ставках банки осторожничают. Предприятия, работающие в реальном секторе, начинают сворачивать инвестиционные программы, занимаются издержками, сокращают затраты. Поиск денег становится элементом стратегии бизнеса. Сегодня кризис не только финансовый, он будет носить характер рецессии, сопровождаться падением объёмов производства в промышленности. Очевидно, что мы не можем не ощущать на себе все эти процессы.
– Коснётся ли оптимизация производственных процессов непосредственно энергетиков, намечены ли сокращения?
– Что касается тревожных «вестей с полей» о сокращённом рабочем дне, массовых увольнениях персонала, нас это как инфраструктурную и оперативную отрасль не коснулось и коснуться не может. Произошло незначительное сокращение только в административно-управленческом аппарате, хотя я бы это отнёс к обычной работе по оптимизации трудозатрат. У нас сохраняются и вакансии. Вообще, мероприятия по повышению эффективности производства, оптимизации бизнес-процессов нами ведутся постоянно, независимо от кризисных проявлений в экономике.
– Вы готовы к возникновению проблемы неплатежей?
– Понятно, что задержки по платежам придутся на 2009 год, в том числе по бюджетной сфере, ЖКХ и по крупнейшим нашим потребителям. Мы серьёзно готовимся к кризису и в этой его части, оцениваем последствия. Усилили работу по всем направлениям.
– Не повторится ли ситуация, когда энергетики начнут инициировать процедуры банкротств?
– Сейчас серьёзно изменился энергетический ландшафт, банкротства не выгодны большой энергетике. Поэтому если волна банкротств и пройдёт, то её инициаторами будем не мы.
– Потребители выходят к вам с предложениями о льготных расчётах за электроэнергию?
– Да, но мы отказываем всем без исключения. Энергетика – специфическая отрасль: у нас нет возможности для складирования продукции, она должна быть потреблена и оплачена. Это – принципиальная позиция: в соответствии с договорами расчёты за энергетические ресурсы должны быть осуществлены. В противном случае можно разрушить компанию.
– Можно ли ждать, что вместе с падением объёмов потребления электроэнергии снизится её цена на оптовом рынке?
– Вероятность этого высока. Очень многое будет зависеть в зимний период от климатических факторов, позиции регулятора и степени готовности генераторов. У нас во второй ценовой зоне в ноябре уже фиксировались нулевые цены. А поскольку для большинства потребителей оплата электроэнергии формируется из фиксированного тарифа и трансляции цены с оптового рынка, это, конечно, будет своего рода подспорьем для потребителей в непростой экономической ситуации.
– Насколько серьёзный запас прочности имеется у компании? Вы готовы озвучить предварительные результаты работы компании?
– Год для нас был хорошим, в целом ОАО «Иркутскэнерго» имеет положительную динамику основных показателей. Мы идём с превышением чистой прибыли по отношению к бизнес-плану. Это позволяет компании пройти период относительной нестабильности. Если говорить о цифрах, то вот некоторые из них. За 12 месяцев 2008 года электростанции компании выработают 59,202 млрд. кВт-ч, что на 1,3% больше, чем в 2007 году, при этом прогнозная выработка на ГЭС составит 44,132 млрд. кВт-ч, выработка на тепловых станциях – 15,069 млрд. кВт-ч. Производство тепла вырастет на 3,2% по сравнению с прошлым годом и достигнет 25,8 млн. Гкал. Прогнозная выручка компании составит 29,1 млрд. руб., что на 5,25% больше, чем в прошлом году. Рост выручки ОАО «Иркутскэнерго» связан с увеличением объёмов реализации и ценовой ситуацией на оптовом рынке электроэнергии и мощности.
– Как вам встречать профессиональный праздник на таком экономическом фоне?
– Фон сложный, но не сверхъестественный. Я никого не хотел пугать, но чтобы эффективно управлять бизнесом, нужно адекватно оценивать экономическую ситуацию. С момента акционирования «Иркутскэнерго» переживало и более сложные времена. И у компании, и у наших сотрудников накоплен большой запас прочности. Так что впору говорить об иммунитете на кризисы.
– И всё же с праздником?
– Конечно! Все официальные слова сказаны, а для души – любви и понимания близких, тёплого дома и светлых надежд!
Интервью взяла НАТАЛЬЯ ГАВРИЛОВА