издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Посмертная реабилитация

Пилоты аэробуса не виновны в авиакатастрофе

  • Автор: Елена ДАВЫДОВА

В деле о крушении аэробуса А-310 в Иркутском аэропорту поставлена точка. На неделе Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте Следственного комитета при прокуратуре РФ приняло решение о прекращении уголовного дела по факту авиакатастрофы. Заключение управления реабилитировало пилотов, которых два года назад виновными в авиакатастрофе признал Международный авиационный комитет. Между тем заключение экспертов никак не повлияет на сроки и объёмы выплат компенсаций пострадавшим. Деньги от группы ответчиков, в которую входят авиакомпания «Сибирь» (S7), страховая компания «Ингосстрах» и производитель А-310 «Airbus Leasing II Inc.», уже получили 80% пострадавших.

Авиакатастрофа в Иркутском аэропорту произошла 9 июля 2006 года, погибли 125 человек, среди которых два пилота и три бортпроводника, четыре иностранных гражданина и 13 детей. 78 пассажиров получили телесные повреждения различной степени тяжести. По данному факту было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).

Расследование по уголовному делу длилось 2 года 5 месяцев. За это время проведён весь объём следственных действий. Тщательно проверялось более 10 версий катастрофы. Были допрошены более 500 человек, направлено 51 поручение в различные регионы Российской Федерации, 4 запроса о правовой помощи в Республику Молдова и Республику Украина. Для установления истины по делу проведено 339 судебных экспертиз. Объём материалов уголовного дела составил 55 томов.

В результате было установлено, что непосредственной причиной авиационной катастрофы явилась нештатная работа систем управления самолётом, их конструктивные недостатки, ошибки в разработке логики бортового компьютера, снижение эффективности торможения самолёта на пробеге. Эксперты признали, что катастрофа была обусловлена непредвиденной реакцией программного обеспечения самолёта на возникшую при посадке ситуацию. 9 декабря 2008 года принято решение о прекращении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в деянии состава преступления.

Таким образом, Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте Следственного комитета при прокуратуре РФ посмертно реабилитировало пилотов аэробуса, на которых два года назад вину за авиакатастрофу возложил Международный авиационный комитет (МАК). В заключении МАК говорилось, что после приземления самолёта командир воздушного судна при управлении реверсом правого двигателя «непроизвольно и бесконтрольно переместил рычаг управления тягой левого двигателя». Проще говоря, первый пилот перепутал «газ» с «тормозом», нечаянно переключил левый двигатель с реверса на взлёт, в то время как правый работал в режиме торможения.

Закрывшееся дело о причинах авиакатастрофы никак не повлияет на объёмы или сроки выплаты компенсаций пострадавшим и семьям погибших. Как сообщил «Конкуренту» координатор американской адвокатской компании «Speiser Krause» адвокат Роман Буянов, на сегодняшний день уже 80% из тех, кто сотрудничал с юристами по этому вопросу, получили свои компенсации. Сумма выплат рассчитывалась для каждой семьи индивидуально и начиналась от 800 тыс. рублей. В качестве ответчиков выступала группа компаний, в составе которой авиакомпания «S7» («Сибирь»), страховая компания «Ингосстрах» и «Airbus Leasing II Inc.»

Роман Буянов выразил надежду на то, что все пострадавшие, чьи интересы представляет «Speiser Krause», которые пока не получили компенсации, смогут сделать это в начале 2009 года. Примерно так же обстоит и ситуация с другими адвокатскими конторами, представляющими интересы пострадавших, в числе которых «Муранов, Черняков и партнёры» и московская коллегия адвокатов «Борщевский и партнёры». Большинству клиентов уже выплачены деньги.

В авиакомпании «S7» пока решили воздержаться от комментариев относительно выводов Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета при прокуратуре РФ. Как сообщила нашему изданию пресс-секретарь авиакомпании «S7» Ирина Колесникова, закрытие дела никак не отразится на компенсациях, которые потерпевшим в добровольном порядке выплатили «Сибирь» и «Ингосстрах». Член Общественной палаты Иркутской области адвокат Вячеслав Плахотнюк отметил, что официальные выводы о причинах авиакатастрофы подтверждают заявленную ранее позицию S7. После трагедии в авиакомпании заявили, что ни экипаж, ни техническое состояние самолёта не могли стать причиной произошедшего.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры