Байкальская сказка
Юбилей Иркутской региональной общественной организации «Рериховское культурное творческое объединение»
В это трудно поверить, но здесь, в тайге, в труднодоступном месте, в нескольких метрах от озера Байкал, группа энтузиастов вот уже седьмой год строит новое здание культурно-выставочного центра. Причём параллельно со строительством осуществляется работа уже имеющегося. Летом, без преувеличения, здесь настоящее паломничество туристов, зимой их немного меньше. Добраться сюда можно либо на электричке, тогда нужно идти 4 км пешком, либо на туристическом поезде.
Если сесть в туристический поезд сообщением Иркутск – Порт Байкал, то вы непременно попадёте в госте-приимный дом, в народе называемый музеем Н. Рериха, расположенный на 149 км КБЖД, на станции Старая Ангасолка. Первое, что бросается в глаза, – это высоко поднятое над территорией центра Знамя Мира, ну и, конечно, сам центр.
При входе в дом вас встречает экскурсовод, который ведёт по всем шести залам. Обзор начинается с выставки, посвящённой центру-музею Н.К. Рериха в Москве. Большая фотовыставка известного японского учёного Мосаро Эмото, посетившего в этом году озеро Байкал и остров Ольхон, посвящена чудесным свойствам воды, силе и красоте мысли. Переходим в зал, посвящённый Н.К. Рериху. Эта экспозиция была создана в 2004 году. Вы погружаетесь в атмосферу путешествия Николая Константиновича по Центральной Азии, рассматриваете архивные фотографии, копии документов, книги Н.К. Рериха и Ю.Н. Рериха, посвящённые экспедиции. Интересная экскурсия уносит в прошлый век, в 20-е годы, и кажется, слышен ветер знойной пустыни и стук копыт. Богатейшая палитра красок великого художника восхищает и удивляет.
В следующем зале экспонируются картины иркутского художника Алексея Лукьянчикова. Этот зал захватывает атмосферой драматизма, серьёзными проблемами, которые поднимает художник. Они заставляют нас задуматься о мире, в котором мы живём.
…Завораживает мир далёкой и загадочной страны Индии с её живописными пейзажами, необычайно красивыми людьми и восточной мудростью, а вместе с Индией немного приоткрывается и мир великого художника.
Незаметно для себя вы попадаете в следующий зал. Здесь средоточие репродукций картин Н.К. Рериха, посвящённых учителям мудрости разных веков. Образ Матери Мира, изображения Моисея, Конфуция, Будды, Христа…
Два зала посвящены творчеству И.К. Айвазовского. Оказывается, Айвазовский в какое-то время был учителем А.И. Куинджи, а тот, в свою очередь, стал учителем для Николая Рериха. Какая удивительная взаимо-связь! Водная стихия, её необычайная мощь уносит в Феодосию, в Крым, в другие края; ещё немного – и, кажется, зашумит морской прибой. Прекрасно сделанные репродукции помогают окунуться во времена русско-турецкой войны и ощутить бесстрашие и подвиг русского народа.
Кто же финансирует строительство культурно-выставочного центра? – нередко звучит вопрос. По сути, никто. Строительство осуществляется силами Иркутской региональной общественной рериховской организации и добровольными помощниками.
В книге отзывов посетителей многие сотни записей. Сколько благодарности в них, сколько тепла! Всех побывавших в музее удивляет энтузиазм работающих здесь сотрудников, которые своими руками создают эту красоту и успевают проводить экскурсии. Со времени открытия центра в марте 2003 года его посетили более двадцати тысяч туристов со всего мира.
«Даже не ожидал в этой глуши увидеть такую рукотворную красоту», – читаем на одной из страниц. И ещё: «Этот центр живой, в нём всё проникнуто и сделано с любовью, это очень чувствуется. Нечасто приходится встречать такие места». «А я только сейчас поняла, что побывала в сказке».