Его «Грамматика любви»
Наверное, многие слышали о том, что такие известные артисты, как Юрий Гальцев, Геннадий Ветров, Сергей Селин, Сергей Маховиков, отмечают в этом году 20-летие выпуска Ленинградского государственного института театра, музыки и кино им. Н. Черкасова (ныне СПбГАТИ – Санкт-Петербургская академия театрального искусства). В связи с этим – концерты по телевидению, гастрольные туры по России. Конечно, этим людям есть чем гордиться – их профессионализм не вызывает сомнений, ведь их выпускали народные артисты Советского Союза Игорь Горбачёв и Аркадий Кацман.
Но далеко не все знают, что представитель этой школы есть и в нашем городе, а точнее – в регионе. Его скромный, но благородный труд направлен на сохранение в Иркутской области памяти о культуре золотого XIX века, привнесённой в «сибирские пустыни» декабристами. Этот человек – Александр Чернышёв, который последние 7 лет работает в Иркутском областном историко-мемориальном музее декабристов артистом – концертным исполнителем. В этом году он также возглавил отдел научной пропаганды, рекламы и концертной работы музея.
Однозначно ответить на вопрос, какими судьбами занесло его в наш город после успешного окончания ленинградского института, трудно. Может быть, любовь к сибирской природе, которая поселилась в его сердце во время службы в армии на реке Белой, – после наших просторов жить в городе-музее на Неве ему было «душновато» в прямом и переносном смысле; кто бывал в переулках Петербурга, это поймёт! Возможно, решающую роль сыграли восхищение творчеством его полного тёзки Александра Валентиновича Вампилова и возникшее желание жить в тех местах, где жил и творил наш великий земляк. Или, наконец, «зов крови» – генетическая связь с супругой декабриста Никиты Муравьёва Александриной Муравьёвой, урождённой графиней Чернышёвой… Как бы там ни было, в конце ноября исполнилось 20 лет, как Александр Чернышёв радует жителей Иркутска и области своим мастерством.
Этому событию был посвящён вечер в гостиной княгини Марии Волконской под названием «Антре-приза длиной в 20 лет». На вечере, посвященном 20-летию творческой деятельности Александра Чернышёва, собрались почитатели его таланта. Полтора часа пролетели для них совершенно незаметно. На этом концерте было две премьеры – рассказ Бунина «Кавказ» и старинный русский романс на стихи Дениса Давыдова «Не пробуждай воспоминаний». Что касается первого, то для Чернышёва, родившегося в Пятигорске, бунинские описания великолепной кавказской природы знакомы не понаслышке, наверное, поэтому трагические события, происходящие по воле автора в этих живописных местах, так потрясают. Слушатели следили за сменой картин Любви, Красоты и человеческих страданий вместе с исполнителем. Полузабытый жанр – художественное слово – оживает. Все другие театральные средства в эти мгновения кажутся вычурными и лишними… Конечно, это иллюзия – театр всегда существовал и будет существовать во всём своём многообразии, но как несправедливо забывается жанр художественного слова, чистый и прекрасный!
В ближайшие планы Александра Валентиновича входит подготовка моноспектакля «Грамматика любви» по произведениям Бунина, поэтому у истинных любителей театра ещё будет возможность вновь обратиться к творчеству этого исследователя всех странностей любви.
Что касается романса, то Александр Чернышёв пел на публике впервые, но вскоре он собирается представить целый цикл романсов на стихи поэтов XIX века. Актёрское исполнение очень отличается от исполнения профессиональных вокалистов и скорее относится к одной из форм театрального искусства: слушая романсы в актёрском исполнении, видишь судьбу, мотивы лирического героя, все движения его души, поэтому думаю, что для иркутян эта премьера также будет любопытной.
Среди других произведений, исполненных на вечере, была поэма Пушкина «Граф Нулин», которую Чернышёв блестяще читает 20 лет, при этом ни одно из исполнений не похоже на предыдущее. Также гости вечера услышали забавнейший фрагмент из повести Гоголя «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка» о сватовстве главного героя, когда-то входивший в моноспектакль Чернышёва «Мой Гоголь» вместе с большими фрагментами из «Мёртвых душ» и «Записок сумасшедшего». Этот спектакль несколько лет назад исполнялся на малой сцене драмтеатра, заканчивался он потрясающе: герой «Записок» Поприщин поднимался по высоченной – до потолка – лестнице и куда-то ещё выше, а его длинный красный плащ долго-долго тянулся за ним, как будто герой уходил в бесконечное небо.
Но вернёмся к творческому вечеру Александра Чернышёва. Его завершали пророческая лирика Тютчева и одна из самых знаменитых «Маленьких трагедий» Пушкина – «Моцарт и Сальери». Напомним, что в этом году Александр Чернышёв завершил весь цикл «Маленьких трагедий» Пушкина премьерой моноспектакля «Скупой рыцарь». Начав с конца – «Пира во время чумы», Александр Валентинович подошёл к первой и, может быть, самой сложной из «Маленьких трагедий». Теперь в его репертуаре весь цикл, который он исполняет великолепно, становятся близки и понятны все нюансы смысла одного из лучших произведений великого поэта.
Услышать моноспектакли по «Маленьким трагедиям» Пушкина, а также другим произведениям золотого века русской литературы в исполнении Александра Чернышёва можно будет уже в декабре, во время традиционного фестиваля «Декабристские вечера», который, несмотря на сегодняшние экономические трудности, музей всё же планирует провести.
Фото Николая БЛАГОНРАВИНА