Театр одного актёра
При жизни Евгения Кручинина называли по-разному – чтец-декламатор, мастер звучащего слова. Верно и то, что он говорил о себе: «Я – литературный театр одного актёра».
Этот театр «Слово» работал на детскую и взрослую аудитории. В спектакле для детей, подготовленном им самим по рассказам уругвайского писателя-эколога Орасио Кироги «Сказки сельвы», Евгений Кручинин «водил» кукольных персонажей этой сказки, говорил на «языке» Крокодилов, Скатов, Змей, Пчёлок…
Ребята детсадовского и младшего школьного возраста «переживали» вместе с актёром судьбу героев южноамериканской тайги и были счастливы, когда всё заканчивалось хорошо и можно было поаплодировать от души. В одном сельской клубе после такого спектакля Евгений получил в подарок от ребята зачитанную «до дыр» книжку Орасио Кироги с просьбой показать спектакль и по другим сказкам. Этот подарок он сохранил как свидетельство, что дети увлечённо слушали его моноспектакли.
Ну, а взрослых слушателей Евгений Кручинин увлекал стихами. В его чтецком репертуаре было несколько программ – по С. Есенину, Е. Евтушенко, поэтам «серебряного века», поэтам-фронтовикам. Его приглашали и молодые слушатели, и «возрастные» – это были учащиеся, лицеисты, студенты, а иногда 2-3 дорожных попутчика, когда он уезжал на гастроли в другие города и посёлки.
Отделение артистов театра кукол в Иркутском театральном училище Евгений Кручинин окончил на одном курсе с будущим известным драматургом Владимиром Гуркиным, много лет дружил с ним – до последних дней жизни…
По второму образованию он был филолог. И это сочетание филологических знаний с мастерством чтения поэзии и прозы (Чехов был особенно обожаем) делали каждую его встречу со слушателями незабываемой. А их за 30 с лишним лет было несколько тысяч – не только в Иркутске и области, но и в разных городах России, даже в ближайшем зарубежье. Мастер звучащего слова постоянно расширял чтецкий репертуар и не без гордости говорил, что 20 часов поэзии, хранившихся в его памяти, – это «хотя и не рекорд, но что-то близкое к этому».
А ещё все годы его жизни и творчества были отмечены собственными сочинениями. Женя с детства писал стихи, позже – пьесы, шуточные эпиграммы, заносил их в свою заветную тетрадочку, потом их стало несколько. Мечтал когда-нибудь напечатать.
Родной брат Виктор и два сына – Леонид и Аркадий – исполнили это желание, но только через два года после его ухода, в 2005 году. Назвали книгу «Есть только миг». В ней собрали не только литературные опыты Евгения Кручинина, но и отзывы о его актёрском мастерстве, в частности, поэта Евгений Евтушенко, который слушал свои стихи в его исполнении и оставил вот такое письменное свидетельство на подаренной книге: «Артисту-чтецу № 1 Жене Кручинину, в евтушенковедении не беспричинину, г. Зима, июль, 2003 год». Это о том, что был у Жени Кручинина ещё и талант филолога-исследователя. Он возглавлял Иркутский союз евтушенковедов, отмеченный вниманием самого поэта даже в стихах. А ещё писал статьи и рецензии на спектакли, книги и кинофильмы. Они тоже стали частью посмертного издания его книги.
Как жаль, что многое так и осталось неосуществлённым.
Но, прочитав эти строки о нём, наверняка кто-то вспомнит поэтические спектакли Евгения Кручинина. Значит, память живёт. Пять лет его нет с нами. В этом году ему исполнилось бы 60…