издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дитя ножа и топора

  • Автор: Ольга СТАНКЕЕВА

16-летнему Витьке Зубаткину не было никакого дела до сантиментов и душевных терзаний. У него было только одно желание – откусить от жизни кусок послаще и пожирнее, ради этого Витёк был готов на всё.

Бешеные деньги

В деревне все друг у друга на виду. Как говорится, не успеешь слово сказать на одном конце села, на другом уже услышат – знают и радости твои, и печали.

Про Костиных односельчане говорили уважительно: «Крепкое хозяйство, дружная семья». Всё у них спорилось – и на работе, и дома, и в огороде. А не стало работы на селе – глава семейства жену и троих детей без копейки не оставил, нанялся в бригаду строителей. Уезжал Сергей на вахту далеко и надолго, но заработок имел солидный.

Зато на Зубаткиных в деревне смотрели косо. Поначалу соседи Светлану жалели – разведёнка, одна сына на ноги поднимает. Старались помочь – кто чем может: землю вскопать, в сараюшке доску прибить. Только подрастающий Витёк чувства благодарности к односельчанам не испытывал. Труд, работа – эти слова были для него пустым звуком, куда проще казалось стащить у соседей то, что без присмотра лежит. Неудивительно, что к шестнадцати годам вороватый подросток получил не только аттестат об окончании девятилетки, но и два года условно – за хищение чужого имущества. Мать к тому времени уже махнула на сына рукой.

Деревенские сверстники Витька, невзирая на судимость, от парня не отвернулись – вместе ходили на дискотеку в клуб, просиживали вечера за бутылочкой-другой. Алексей Костин даже считал Витька своим другом. Однажды по простоте душевной поделился с приятелем радостью: «С вахты вернулся отец, привёз деньги и подарки». После такой новости в голове у Зубаткина созрел дерзкий план: переодевшись в одежду другана Лёхи (для маскировки), «пощипать» немного разбогатевших соседей. Напоив Алексея до бесчувственного состояния, он снял с него свитер, куртку и сапоги.

Кровавая жатва

О том, что идёт убивать, а не только грабить, Витёк в тот момент не думал, просто прихватил с собой топор. В дверь Костиных он постучал в одиннадцатом часу вечера. Хозяйка визитёру не удивилась, подросток часто захаживал в гости к сыну. Доверчивость стоила женщине жизни – открыв дверь, она получила несколько ударов по голове. На свою беду в коридор выскочил 11-летний мальчишка, младший сын Костиных. Налётчик не пощадил и его. Хотя какой отпор мог оказать убийце ребёнок, к тому же инвалид детства? Спящему хозяину, прикорнувшему после бани, так и не суждено было проснуться – окровавленный топор рассёк голову мужчины надвое. Бутылка водки и 2 тысячи рублей из кошелька – такой оказалась цена за три человеческие жизни. С этим небольшим уловом Виктор покинул некогда гостеприимный дом.

Говорят, что убийц тянет на место преступления. Запах крови, лица жертв для них как магнит. К Костиным Зубаткин вернулся спустя несколько часов – чтобы поискать, чем ещё можно поживиться в доме. После убийства он пытался напиться, в том числе и для алиби – я, мол, ни при чём, спал пьяный. Но хмель его не брал, мысль о чужих, так и не найденных деньгах не давала покоя. С собой позвал бывшего одноклассника и собутыльника: «Надо, Сеня, съездить за деньгами». Наткнуться на кого-нибудь мародёр не боялся – стояла глубокая ночь, деревня спала, мертвецы тем более не могли помешать.

На вопрос Семёна о том, кто «пришил» Костиных, с языка легко слетело: «Лёха, их сын». Отправив подельника опустошать кухню и погреб, Витёк искал в доме деньги. Много денег, о которых он мечтал. Перевернул всё кверху дном, денег не было. А может, прихвастнул спьяну Лёха? И на «мокрое дело» он пошёл зря? Эта мысль привела убийцу в бешенство и заставила крушить всё подряд. Только рук от крови было уже не отмыть…

Лёгкая умственная отсталость с нарушениями поведения, обнаруженная у Виктора Зубаткина судебными психиатрами, не избавила его от уголовной ответственности. По заключению медиков, «в момент совершения преступления он осознавал фактический характер и общественную опасность своих действий и руководил ими». Проще говоря, Витёк абсолютно вменяем: он прекрасно знал, на что идёт и какими будут последствия. Иркутский областной суд приговорил несовершеннолетнего убийцу к 9 годам 11 месяцам лишения свободы. Отбывать наказание он будет в воспитательной колонии.

Семёна, непричастного к убийству Костиных, признали виновным в совершении кражи. Малейший проступок с его стороны – и год условного наказания, назначенного судом, обернётся для него жизнью за колючей проволокой.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры