Кадровый разрыв
Особенности политической жизни региона в поствыборный период
После короткого всплеска общительности накануне утверждения в должности губернатора правительство Иркутской области прибегло к новой тактике общения с населением – через привычного посредника в виде средств массовой информации, но на своём поле.
Раз в день из губернаторского блока на третьем этаже здания правительства выходит один высокопоставленный чиновник и в течение десяти-пятнадцати минут рассказывает о только что состоявшемся совещании по очередной животрепещущей проблеме. Приём хорош тем, что промаринованные час-полтора в душном коридоре журналисты к моменту явления очередного оратора устают стоять на ногах настолько, что хотят только побыстрее записать монолог и пойти пообедать. Ни о каких подробных вопросах и вдумчивых пресс-конференциях на часок, с подробным изложением цифр и фактов по заранее заготовленным справкам, как это практиковалось ещё несколько месяцев назад, речь уже не идёт.
Поговорить нужно о многом – когда нет ответов, вопросы копятся и копятся. Правительство в очередной раз внесло поправки в планы Законодательного собрания, сообщив, что бюджета в ближайшие дни не будет и сессию придётся перенести на неопределённый срок. До сих пор неизвестно, что будет с Байкальском, да и можно ли за две недели исправить проблемы, копившиеся десятилетиями. Жители северных посёлков продолжают жаловаться на отсутствие тепла и горячей воды. Профсоюзы прогнозируют массовые сокращения, а сами эти сокращения тихой сапой уже идут – где-то под видом закрытия региональных филиалов федеральных структур, где-то просто «по-хорошему» увольняют «по собственному желанию».
Глядя на «старшего брата», расслабились и полугосударственные структуры: якобы независимая Общественная палата, от которой и раньше никто не видел особой пользы, отменила все сколько-нибудь значимые мероприятия в своём графике. Уполномоченный по правам человека, которому пора бы и очередной ежегодный доклад обнародовать, редко появляется в людных местах и уж тем более помалкивает о грозящей ему авральной работе по спасению утопающих в волнах кризиса.
Снижение градуса политической жизни в поствыборный период – явление нормальное и ожидаемое, но год нынче високосный, так что покой ещё долго будет только сниться. Если бы всё шло как обычно, сложившуюся в правительстве и Законодательном собрании конфигурацию сил и интересов можно было бы считать окончательно сформированной на ближайшие четыре года уже после утверждения губернатора. Вместо этого страсти продолжают кипеть.
Лидер регионального отделения партии «Зелёные» Евгений Колмаков фактически возглавил бунт во время самоубийственного съезда, принявшего решение о слиянии со «Справедливой Россией», и заявил о готовности продолжать политическую борьбу в составе нового общественного движения. Федеральному руководству «зелёных» до этих заявлений уже нет никакого дела, а вот Иркутскому региональному отделению «Единой России» самое время призадуматься: в области уже есть города и районы, которые возглавляют члены других партий, – как далеко зайдёт процесс после следующих выборов?
Руководство регионального отделения «Единой России» дало понять, что делает ставку не на переговоры и компромиссы, а на силу и способность «закрутить гайки». Яркие впечатления от приезда областных эмиссаров получили два городских отделения – Ангарское и Усть-Илимское. Причём если в первом с избранием нового руководителя конфликт было приказано считать исчерпанным, то во втором самые крутые перемены ещё впереди. Слухи (естественный заменитель достоверной информации в регионе, где власть решила поиграться с дозированием новостей) о скорой отставке мэра города в очередной раз усилились, а достойной замены партия власти предложить не может. И это ещё не всё…
Хотя говорят с древнегреческих времен, будто в одну реку нельзя войти дважды, иркутские «правые демократы» (в самом широком смысле слова) после провала СПС на выборах в Государственную Думу не ушли в полное небытие, а всего лишь отступили на заранее известные позиции – в СМИ, вузовские аудитории, исследовательские фонды и предприятия. Ещё 25 октября в Иркутске состоялась учредительная конференция движения с краденым (вплоть до логотипа) названием «Солидарность» – в него вошли правые, считающие себя более серьёзной оппозицией действующей власти, чем бывший СПС.
На минувшей неделе стало известно о создании в области организационного комитета партии, решившей повторно использовать название «Правое дело», председателем стал президент Фонда регионального развития Иркутской области Алексей Козьмин. Удастся ли хотя бы одной из этих групп мобилизовать либерально-демократический (не в российско-жириновском, а классическом понимании термина) электорат – предсказать не берусь. Стартовые позиции «Правого дела» выглядят предпочтительнее: члены оргкомитета моложе, активнее и по личным качествам (среди которых не последнее место занимают договороспособность и умение воздействовать на общественные настроения через СМИ) вполне способны претендовать на звание «теневого правительства области».
Правительство страны создаёт Стабилизационный и Резервный фонды на случай экономических катаклизмов, в каждую машину стараются напихать подушек безопасности, так почему на уровне региона, уже погрязшего в проблемах, нельзя создать запасной штаб, разрабатывающий принципиально иные подходы в том же коридоре возможностей? Можно, разумеется, предлагать на эту роль другие структуры, можно выдвигать в его состав других общественных и политических деятелей, можно вовсе сомневаться в необходимости создания такого органа. Но если жители области хотят обезопасить себя на случай полного провала администрации очередного временного губернатора – резерв людей и идей должен быть. Заметим: речь идёт не о пресловутых «элитах», способных только лоббировать свои интересы вопреки банальному здравому смыслу, а о тех, кто считает Иркутскую область единственным своим домом и готов работать на её благо, жертвуя личным временем, карьерой и средствами.
Законодательное собрание, на которое возлагали определённые надежды, при обсуждении социальных программ показало нежелание искать какие-то варианты, помимо предложенных администрацией «отнять и урезать», и готовность идти на поводу, голосуя, как подскажут. Многие депутаты, впрочем, не понимают, почему сохранение номинального размера пособий шесть лет подряд на одном уровне в условиях растущей инфляции означает сокращение реального размера помощи малоимущим – просто не хватает знаний.
Сожалеть о сделанном выборе, если кто-то собрался этим заняться, уже поздно и в целом неконструктивно. Консолидироваться и начать открытое общественное обсуждение проблем области вне площадок, занятых ветвями власти, ещё не поздно. Хочется в это верить.